рейтинг блогов

Маловодная навигация на Волге: как обстоят дела?

топ 100 блогов asosnin07.04.2025 Год на реках европейской части России обещает быть маловодным. К сожалению, это отразится на пассажирской навигации, как минимум на Волге. Буду реалистом: и круизным компаниям, и речным путешественникам надо настроиться на изменения маршрутов круизов.

Хотя и не стоит впадать в панику из-за страшных картинок обнажения волжского дна в Ярославле, Нижнем Новгороде и других местах. Волга - река, зарегулированная плотинами. И если где-то сейчас на Волге мало воды, то это потому, что уменьшены или прекращены сбросы через плотины. В том числе как раз для того, чтобы накопить в водохранилищах воду для судоходства.

Маловодная навигация на Волге: как обстоят дела? IMG_3267.jpeg

Рано волноваться и по поводу Оки. Да, там в этом году раннее половодье, и воды в навигацию явно будет мало. Но угадать, что будет с уровнями воды в Оке в начале мая, пока невозможно. На моей памяти окские круизы конца апреля - начала мая если и отменяли, то только из-за отсутствия причалов: их на Оке ставят поздно.

Впрочем, уже понятно, что на самом проблемном участке Волги легко не будет. Это участок между Нижним Новгородом и Нижегородский ГЭС, а точнее, между Балахной и Городцом. Именно здесь в маловодные годы ограничивается движение флота.

Работает это так.

В зависимости от прогнозов водности устанавливается, обычно помесячно, средний расход воды через плотину Нижегородской ГЭС. Далее, в зависимости от потребностей судоходства, определяются средние расходы на каждые сутки.

Говоря о среднесуточных расходах, давайте запомним три значения, самых важных.

1300 м3/с - среднесуточный расход воды, позволяющий в отдельные часы проходить участок Балахна - Городец судам с осадкой до 3 метров (четырехпалубным).

1100 м3/с - среднесуточный расход воды, позволяющий в отдельные часы проходить участок Балахна - Городец судам с осадкой до 2.5 метров (трехпалубным).

900 м3/с - среднесуточный расход воды, позволяющий в отдельные часы проходить участок Балахна - Городец судам с осадкой до 2 метров (двухпалубным).

Достаточные для упомянутых судов глубины обеспечиваются не весь день, а только в течение нескольких утренних часов.

В обычные годы среднесуточный расход через плотину Нижегородской ГЭС составляет 1300 м3/с, что обеспечивает ежедневный пропуск любых круизных судов, работающих на Волге.

Навигация 2025 года еще год назад прогнозировалась маловодной. Поэтому был заранее установлен более экономный, чем обычно, режим работы Нижегородской ГЭС. Ежедневный расход 1300 м3/с планировалось обеспечивать до 14 июля. Начиная с этой даты и до конца навигации устанавливался среднемесячный расход 1100 м3/с.

Чтобы иметь возможность хотя бы раз в три дня пропускать четырехпалубные теплоходы, с 15 июля запланировали трехдневный цикл среднесуточных расходов: первый день - 1300 м3/с, второй день - 1100 м3/с, третий день - 900 м3/с. Исходя из этого были составлены и согласованы расписания круизных судов всех компаний.

Однако к марту этого года стало понятно, что обеспечить такой режим будет невозможно. Поэтому на период до 30 июня были установлены новые средние расходы через Нижегородский гидроузел:
- со 2 по 15 мая - 1200 м3/с;
- с 16 мая по 30 июня - 1100 м3/с.

Перед Росморречфлотом и судоходными компаниями встала задача оперативно составить новый график среднесуточных расходов воды до 30 июня, понизив расходы в некоторые даты. Это оказалось непросто.

Дело в том, что нужные глубины обеспечиваются в течение буквально 2-3 часов в течение дня. Плюс к этому Нижегородский гидроузел сейчас работает одной шлюзовой ниткой - вторая находится на реконструкции.

Поэтому в «проходные» дни для судов с предельной осадкой осуществляется не более трех шлюзований: два вверх, одно вниз, или наоборот. Это позволяет пропустить через гидроузел всего шесть четырехдеков, и этого не хватает на всех желающих даже в обычные годы. А задача «утрамбовать» в «проходные» даты теплоходы с «освобождаемых» дат оказалась почти нерешаемой.

Тем не менее, задачу решили, где-то ценой сдвига дат круизов, а где-то - путем изменения маршрутов. Это коснулось почти всех круизных компаний, но, к счастью, не всех круизов и даже не всех теплоходов.

Итак, на период до конца июня некоторые маршруты и расписания изменены. А что будет после 1 июля?

Это мы будем узнавать постепенно.

Значения среднемесячных расходов воды через Нижегородскую ГЭС будут устанавливаться за 70-80 дней до наступления очередного месяца.

Так, 10 апреля будет установлен средний расход на июль. Скорее всего, не позднее 20 апреля определятся июльские посуточные расходы воды, и до конца апреля будут изменены расписания круизов на этот месяц.

Чего же ожидать? Точных прогнозов пока нет. Не исключены любые сценарии, как негативные, с серьезным изменением некоторых маршрутов, так и позитивные, с минимальными изменениями. Сейчас этого никто не знает.

Что делать прямо сейчас? Думаю, настроиться на хороший круиз.

А мы пока будем следить за ситуацией и делать все, чтобы минимизировать неудобства наших гостей в эту непростую навигацию.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Приехал сегодня вечером во двор, звоню жене, а она трубку не берет. Поднялся и говорю: ты чего опять на беззвучный поставила? Она что-то сказала в ответ и мы забыли про телефон. Я поужинал и пошел в парикмахерскую, а-то в такую жару косматым ходить вообще не в кайф))) Иду и вспомнил, что к ...
Обязанность без Любви делает человека Раздражительным Ответственность без Любви делает человека Бесцеремонным Справедливость без Любви делает человека Жестоким Правда без Любви делает человека Критиканом Воспитание без Любви делает человека Двуликим Ум без Любви делает человека Х ...
Все знают, что собака - друг человека. Но порой люди бессовестно пользуются этой дружбой. Собака не может разговаривать, хотя иногда, я думаю, ей есть, что сказать. Так, некоторые индивидуумы издеваются над животными, думая, что те будут рады. А может они и не думают вовсе о своих питомцах ...
...
МУСОРНАЯ КУЧА, МУКИ СОВЕСТИ И УПУЩЕННЫЙ ШАНС. Почти сразу же после свадьбы сестра Оля уехала в Москву на сессию, в свой историко-архивный институт, куда она поступила на заочное отделение. Попала она в этот институт ещё когда я ...