РЭАФ-50. Советская малолитражка с автоматический коробкой передач.
mexanizm — 08.01.2021В одной из соцсетей увидел фото этой странной машины. Под фото шла бурная дискуссия о том, какой марки это авто, кто говорил – американское купе из 50-х, другие вовсе утверждали что самоделка на базе «Победы». Истина была очень далеко.
Это – малоизвестная советская разработка, которая имела много шансов стать первым послевоенным автомобилем латвийского производства. Машина с любопытной историей, есть мнение, что она понравилась самому Сталину, утвердившему финансирование её разработки.
Самый первый ходовой прототип назывался REAF-600, он был построен в 1948 году на Рижской экспериментальной фабрике под руководством Всеволода Бахчиванджи.
Конструкторы очень спешили, ведь сроки были очень сжатыми. Планировалось, что опытные образцы приедут в Москву уже в октябре, тогда как работы над проектом начались в июле.
Работы затянулись почти на год, в результате появились два экземпляра с новым индексом - REAF-50.
Создатели машины столкнулись с массой сложностей. Подходящего мотора не было, пришлось его делать из того что было. Четырёхцилиндровый двигатель от грузовика ГАЗ-АА буквально распилили надвое, получив двухцилиндровый мотор мощностью около 30 л.с. Мотор установлен сзади.
К слову, уже многим позже примерно таким же путем пошли инженеры ВАЗа, создавая мотор для «Оки», в народе известный как «пол восьмого».
Самым интересным агрегатом была коробка передач, она здесь двухскоростная гидромеханическая, с автоматической муфтой сцепления.
Заявленная максимальна скорость около 90 км/час, вес 680 кг, средний расход бензина 12 литров. Многовато, даже по тем временам.
Кузов рамной конструкции делали по обходной технологии. Для своего времени он был красивым, но трудоёмким в изготовлении. Обилие хрома, оригинальной для своего времени была квадратная передняя оптика. В то же время доступ к агрегатам был затруднён, для ремонта двигателя приходилось почти полностью разбирать автомобиль. Конечно, если бы он пошел в серию, эта проблема была бы устранена.
Предполагалось, что REAF-50 будут выпускать в кузове купе, кабриолет, и четырёхдверный седан, который сделать не успели.
Ходовые образцы купе и кабриолета осенью 1950 года отправились в Москву, на смотрины самому Сталину. Ехали машины своим ходом, по сути, это был своеобразный испытательный пробег, в ходе которого давала о себе знать «сырая» автоматическая трансмиссия.
Никто уже не знает, понравилась ли машина «вождю народов» или нет, но в серийное производство она не пошла. Испытания в НАМИ REAF-50 кое как прошли, хоть и с огромным списком условий по устранению «детских болезней», в но «Москвич-401» оказался более дешевым и технологичным для массового производства народным автомобилем.
Рижские концепты отправились домой, кабриолет вроде как даже не доехал, сломался в пути и где-то был утерян, то ли кому-то продан втихаря. Затем, уже в 1960-х и вторая машина куда-то потерялась, нашли её уже в 1980-х, долго реставрировали, сейчас машина в Рижском музее. Именно она и встречается на современных фото.
По некоторым данным, кустарным методом было сделано еще несколько экземпляров, версия подтверждается вот этим архивным фото, на нем видно сразу три REAF-50. Oldtimer