Разгром конвоя «Оливенёль»

топ 100 блогов sergiovillaggio04.12.2023
Представляемый вашему вниманию материал является переводом статьи известного германского историка Петера Шенка, опубликованной в журнале «Okrety Wojenne» №149 (3/2018). Статья посвящена одному небольшому эпизоду Второй мировой войны. В принципе, я тоже упоминал о нем в работе по итальянским эсминцам типов "Селла-Сауро.Турбине", честно говоря, даже был несколько разочарован, когда этот перевод сделал. Ибо ничего нового из него не вынес. Между тем, это может служить наглядным образчиком искусства раздувая объема: в OW статья занимает шесть полос. Шесть! Замечу: перевод делался максимально полным и близким к текту, никаких смысловых кусков из него не выбрасывалось. Понятное дело, всё затевалось ради фотографий. Их тоже приведу. Все скопом в конце, чтоб не отвлекали.
Читаем, наслаждаемся...

Разгром конвоя «Оливенёль»
Конвой "Olivenöl" в море, 1 июня 1944 г. Слева направо: "Tanais", "Sabine", "Gertrud" (все фотографии из коллекции Петера Шенка)

Германия завоевала Грецию в 1941 году и передала оккупацию большей части ее территории Италии. Когда осенью 1943 года Италия капитулировала, Вермахту пришлось взять на себя оккупацию и снабжение многочисленных островов, что становилось все труднее по мере того, как шла война. Самым важным и крупным островом был Крит. С конца 1943 г. многие плывущие на Крит суда были потеряны в результате атак подводных лодок или авиации. В декабре 1943 г. единственный на данном театре быстроходный современный пароход «Леда» (трофейный итальянский «Леопарди», 4573 брт) был потоплен в результате воздушного налета,* 22 февраля 1944 г. пароход «Лиза» (бывший итальянский «Ливенца», 5343 брт) затонул недалеко до Ираклиона в результате попадания авиационной торпеды, а 28 апреля пароход «Люнебург» (трофейный греческий «Константинос Лулудис», 4697 брт) торпедировала и потопила британская подводная лодка «Спортсмен» на подходе к Ираклиону.
* В «Chronik des Seekrieges 1939-1945» Юргена Ровера утверждается, что «Леда» затонула 2 февраля 1944 г. северо-восточнее острова Аморгос в результате авианалета.

Для защиты конвоев германские ВМС на данном театре могли выставить только бывшие итальянские эсминцы и миноносцы «Сан-Мартино», «Калатафими», «Турбине», «Франческо криспи», «Кастельфидардо» и «Сольферино», захваченные в Пирее и заливе Суда на Крите при капитуляции Италии 9 сентября 1943 г. Эти корабли относились к 1920-м годам, имели водоизмещение около 1000-1300 т, их максимальная скорость в 1944 году составляла всего 24-27 узлов, вооружение состояло из трех-четырех 120- или 102-мм орудий, двух-четырех торпедных аппаратов и легких зениток. С новыми немецкими экипажами они впервые использовались в ноябре 1943 года для прикрытия десанта на Леросе от британских эсминцев, встречи с которыми, к счастью для немцев, не произошло.

Кораблями 21-й флотилии охотников за подводными лодками, также привлекавшимися для сопровождения конвоев, были захваченные Вермахтом в 1941 году в затонувшем состоянии бывшие рыболовецкие траулеры, ледоколы и яхты, ранее использовавшиеся греческим и британским флотом в качестве вспомогательных кораблей. Единственными «настоящими» кораблями являлись моторные тральщики 12-й флотилии, переброшенные из Франции по Сене и по суше в Рону и Средиземное море.

Имевшийся в Эгейском море торговый флот состоял, по сути, из трофейных итальянских грузовых судов. Кроме того, были зафрахтованы испанские суда, а через Эльбу, Дунай и Черное море в Эгейское море были переброшены небольшие плоскодонные грузовые суда, так называемые «Fehnschiffe». В Пераме близ Пирея строились бетонные суда, но мало кто из них успел войти в строй.

Конвой «Оливенёль» («Olivenöl» – «Оливковое масло») был крупнейшим из проводившихся на Крит. В его состав входили три парохода из трех стран: «Гертруд» – бывшая датская «Герда Тофт», спущенная на воду в 1930 году, 1960 брт, которая в 1940 году была реквизирована в Бордо и в 1942 году захвачена Германией, «Сабина» – бывший итальянский «Сальваторе» (1921 г., 2252 брт), захваченный Германией в 1943 году, и «Танаис» (1907 г., 1545 брт) – греческое судно, попавшее в руки Германии в 1941 году на Крите.

В качестве эскорта им были приданы четыре миноносца (бывшие итальянские эсминцы или миноносцы) ТА-14 (бывший «Турбине»), ТА-16 (бывший «Кастельфидардо»), ТА-17 (бывший «Сан-Мартино») и ТА-19 (бывший «Калатафими»), охотники за подводными лодками UJ-2101, UJ-2105 и UJ-2110, а также моторные тральщики R-34 и R-211. Конвоем командовал командир 9-й флотилии миноносцев капитан 2 ранга Ганс Доминик, на UJ-2101 находился командир 21-й флотилии охотников за подлодками капитан 3 ранга Гюнтер Брандт.

Операция была хорошо подготовлена, и вот уже две недели ждала хорошей погоды. Противник также был хорошо подготовлен, поскольку англичане сломали немецкий радиошифр и были в курсе германских приготовлений. Неудача случилась с ними только во время десанта немцев на Кос, когда они не разгадали цель противника. Теперь же этого не произошло. Королевские ВВС направили против конвоя «Оливенёль» самый мощной на тот момент наряд сил, выделявшихся против кораблей на Средиземно море: 12 бомбардировщиков Мартин B-26 «Мароер» из 15-й южноафриканской эскадрильи, 18 бомбардировщиков Мартин A-20 «Балтимор» из 15-й южноафриканской и 454-й австралийской эскадрильи при поддержке 13 дальних истребителей Супермарин «Спитфайр» 4 американских P-51С «Мустанг» Mk.III. Во второй волне должны были атаковать 24 бомбардировщика Бристоль «Бофайтер» из 252-й, 227-й и 603-й эскадрилий и 16-й южноафриканской эскадрильи.

Отплытие грузовых судов из Пирея задержалось до 31 мая, поскольку экипажи были недостаточно проинструктированы. ТА-19 подошел к каждому кораблю, чтобы дать их экипажам инструкции. Капитан «Танаис» исчез, поэтому старший офицер этого судна был назначен новым капитаном, однако в последний момент появился «старый» капитан. В 18:30 конвой начал движение со скоростью 7 узлов.

Утром он был обнаружен вражеской воздушной разведкой. Адмирал Эгейского моря решил отправить конвой в Ираклион как можно скорее, поскольку ночной переход у острова Санторини повлек бы за собой дополнительные угрозы, в частности – атаки подводных лодок.

На борту ТА-19 находился офицер истребительной авиации, которому удалось правильно определить время первого налета. Он состоялся 1 июня в 18:00. Первая волна состояла из 12 «Мародеров» и 18 «Балтиморов», которые сбросили бомбы над конвоем с высоты 3000 м. «Сабина» была поражена. Собственная авиация в лице шести тяжелых истребителей Юнкерс Ju-88 (модфицированных бомбардировщиков) и гидросамолета Арадо Ar-196 не приблизилась к месту боя.

Всего через несколько минут 24 «Бофайтера» произвели атаку с пикирования со стороны солнца с применением ракет и пулеметов. «Гертруда» получила попадания в машинное отделение, UJ-2101 (бывший греческий минный заградитель «Стримон», 325 т) и UJ-2105 (бывший греческий паровой буксир «Эрта», 249 брт) были серьезно повреждены ракетами и немного позже затонули. На UJ-2101 погибли двенадцать, а на втором корабле – двое моряков. Брандт был серьезно ранен. В ТА-16 попало несколько ракетных снарядов, образовался сильный дифферент на нос. R-211 также получил повреждения. С «Сабины» пришлось снять команду и потопить. Остальные корабли оставались неповрежденными.

ТА-17 довел «Танаис» до Ираклиона, расположенного на расстоянии 30 морских миль. Туда же ТА-19 отбуксировал горящую «Гертруду». ТА-16 остался в порту, остальные миноносцы ушли.

Вечером 2 июня бомбардировщики Викерс «Веллингтон» и Консолидейтед B-24 «Либерейтор»  атаковали гавань Ираклиона, поджигая нефтяные баки. «Гертруда» была снова поражена и, идя на дно, резко взорвалась, нанеся повреждения и ТА-16. В 20:15 он затонул, три моряка из его экипажа погибли. Попытка подъема ТА-16, предпринятая 13 июня, не принесла ожидаемого эффекта. Третий корабль конвоя, «Tanais», после разгрузки припасов отправился в обратный путь в Пирей с 260 депортированными с Крита евреями, однако во время этого рейса был потоплен 9 июня британской подводной лодкой «Вивид».

Еще один конвой из трех грузовых судов отплыл 11 июня на Лерос и Родос. На него был произведен массированный налет, и подводная лодка «Вивид» безуспешно пыталась выйти в атаку. На этот раз ни одно судно не было повреждено. С тех пор припасы доставлялись небольшими конвоями и судами, пока, наконец, в октябре не была произведена эвакуация островов.

Разгром конвоя «Оливенёль»
"Gertrud" под ракетным ударом "Бофайтеров" 1 июня 1944 г.

Разгром конвоя «Оливенёль»
Пожар на транспорте "Sabine"

Разгром конвоя «Оливенёль»
ТА-16 после налета - виден сильный дифферент на нос

Разгром конвоя «Оливенёль»
Разгром конвоя «Оливенёль»
Разгром конвоя «Оливенёль»
Три фото горящей "Gertrud", входящей в гавань Ираклиона, 2 июня 1944 г.

Разгром конвоя «Оливенёль»
Взрыв "Gertrud" во время налета 2 июня 1944 г.

Разгром конвоя «Оливенёль»
Вид на Ираклион после налета - над городом стелется дым от горящей "Gertrud"

Разгром конвоя «Оливенёль»
Остов ТА-16, затонувшего в результате взрыва "Gertrud"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
via номад Friend of: 13007 Тысяча образовалась 9 февраля 2004 года, две - 19 января 2005, три - 27 ноября 2005, четыре - 18 августа 2006. Пять не зафиксировалось, поскольку в те времена больше пяти тысяч ЖЖ фиксировать не умел. Шесть отметилось 13 августа 2007, ...
Эпиграф № 1. Это фантазия. Этого никогда у меня ни с кем не было. Эпиграф № 2. Эта фантазия пишется только с целью "расшевелить" блогосферу и поссекатать нервиски мужской части моих читателей. Я - вредная, да. Эпиграф № 3. Это попытка описать пикантную ситуацию эпистолярным жанром. Хочет ...
Ха-ха. У меня сегодня все посты на эротическую тему. Представляю: Наташа Мелуа -   muzika_dogdia Кто не знает и не читает Наташу? Наташу знают все. Писательница. Пишет на эротические темы. Потрясающее чувство юмора. Хохочу до слёз от её реплик в ...
На участке от Симферополя до Севастополя есть много интересных мест, но один инженерный объект который обращает на себя внимание. Это Шавринская выемка, названная по фамилии инженера Шаврина, который спроектировал этот рукотворный инженерный объект. Кстати эта выемка прорублена в скале руч ...
Моя семья переболела ковидом в полном составе, но только я - с официальным диагнозом: "основное заболевание: U07.1 Коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19... средней тяжести". У меня был положительный результат теста ПЦР и внебольничная пневмония. Жена заболела раньше, но у ...