Разговоры на улице


Разумеется, в Ландтаг мы не попадем, но во-первых, избирательную кампанию нужно использовать для пропаганды, а во-вторых, с названием КПГ (некогда запрещенным и так и не разрешенным на самом деле) лучше быть в списке партий, допущенных к выборам - меньше вопросов у полиции.
Собирать подписи - это увлекательно, но и утомительно, потому что за часы упорного труда удается собрать совсем немного. Не то, что люди против - но ведь нужно указать свой адрес, полное имя, а люди, с одной стороны, боятся, что это очередной лохотрон - вдруг у них деньги выманивают и подписывают на чрезвычайно ценный пылесос с запчастями, а с другой - боятся, что это "станет известно" (работодателю, спецслужбам и т.д.). Конечно, это не так - но страх вполне понятен. Мы ведь живем в идеальном демократическом государстве, вокруг свободные, смелые люди - но всего боятся.
Самые увлекательные разговоры, я заметила, обычно начинаются с ответа "Коммунисты? Не-ет! За вас я подписывать не буду!"
А потом порой выясняется, что обида на коммунистов - за то, что сдали ГДР. Или "в ГДР тоже ведь было много плохого", - "Да, мы с этим согласны, ну вот надо в следующий раз сделать так, чтобы плохого не было! Мы стараемся учиться на ошибках", - "Конечно, то, что происходит сейчас - тоже кошмар, я согласен! Но разве можно это изменить?" - "Мы верим, что можно", - "Ну давайте, конечно, изменить ничего нельзя, это ерунда, но я подпишу".
А вчера в Готе у меня был поучительный разговор со старушкой.
- Что? - спросила она, - КПГ? Но такой партии же не существует!
- Почему, - говорю, - вот наша листовка, мы существуем.
- Это раньше были коммунисты, а теперь-то их нет. И потом, КПГ - это же на Западе.
- Да, - говорю, - это раньше было на Западе. СЕПГ-то вы знаете? Ну вот после ее распада образовалась ПДС, партия демократического социализма, а те, кто остался верным ГДР - образовали КПГ. Хоннекер тоже был в нашей партии.
- Да вы что! - говорит старушка, - не может быть. Я думала, вас нет. За ГДР бы я подписалась! Они же все у нас разрушили! То, что сейчас творится - с этим я не согласна! Я никогда не была в СЕПГ. Но вступила в нее в сентябре 1989 года. Когда поняла, что происходит. А что, неужели у нас в Готе тоже есть коммунисты?
- Ну я-то не из Готы, приехала поддержать товарищей. Но так-то есть.
В общем. пришлось написать для нее телефон бюро партии, предъявить настоящего коммуниста из Готы, который поговорил с ней на местном диалекте - и в общем, бабушка подписала. Так она мне понравилась! Я присела к ней и сказала.
- Все будет снова! Опять будет рабочее движение, революция, и будет социализм. Не сомневайтесь!
Думаю, пусть бабушка хоть в конце жизни почувствует хоть какую-то искру оптимизма. Чтобы было ощущение - жила не зря.
А вообще Гота в центре - безумно красивый, старинный, почти игрушечный городок.

В Тюрингии все такое - красивое и игрушечное (особенно, конечно, Веймар).
А по краям - уныло-депрессивная, полуразрушенная, похожая на российскую провинцию. В Эрфурт (столицу Тюрингии), как и в другие крупные города, вкачиваются деньги, там все отремонтировано, ярко, огромные закупочные центры, развлечения, новенькие дома. А в мелких городах денег нет, народ ходит вялый, блеклый, озлобленный. Нас послали сначала собирать к "гигантскому торговому центру", как выразился готский товарищ - так этот "гигантский центр" по сравнению с любым западным магазином выглядит как сельпо.
|
</> |