Разговор разочарованного со своей душой

топ 100 блогов vasiliivasenkov30.06.2021 Маленькая хижина с обмазанными глиной стенами и тростниковой крышей; на полу, скрестив ноги, сидит человек. На его коленях лежит папирус, где, при тусклом свете горящей лучины, он старательно выводит ровные ряды иероглифов. За стенами хижины непроглядный мрак безлунной африканской ночи, наполненной стрёкотом насекомых, смехом гиен и плачем шакалов. Где-то в этой тьме лениво несёт свои воды благодатный Нил; на берегу, сверкая в темноте глазами, лежат крокодилы и спят цапли, спрятавшись в зарослях прибрежной травы.

Растрёпанные волосы, исхудалое лицо и потускневший безжизненный взгляд свидетельствуют о тяжёлых потрясениях, что обрушились на этого человека совсем недавно. Временами, прервав своё занятие, он беседует с кем-то невидимым, качает головой, смотрит умоляюще в пустоту и сетует на судьбу: Великий Дом рухнул, Египет разорван на части властолюбивыми и алчными номархами; никто больше не чинит оросительные каналы, никто не защищает простых людей от разбойников и чиновничьего произвола; голод и болезни преследуют несчастных египтян вот уже долгие годы. И его не обошли стороной все эти беды: жена и дети умерли от недоедания и лихорадки, имущество было разграблено. Всё, что осталось от некогда крепкого хозяйства – папирус с письменными принадлежностями.

Человек верит, что душа его разумна, что она может уходить и возвращаться к нему по собственной воле, что после смерти она отправится на Запад. Он называет свою душу Ба. Ба похож на птицу с человеческим лицом. Ба пуглив и беззащитен: злые силы могут пленить Ба во время его странствий, и тогда Человека постигнут болезни и несчастья. Ба утешает Человека в трудную минуту. Ба хочет жить – Человек желает умереть. Склонившись над своим папирусом он выводит заострённой палочкой красивые таинственные знаки. Для него это не просто письмена: каждое слово – священно; каждый знак – как дверь в иной мир: « Вот теперь противится мне мой Ба, - пишет Человек, - но не слушаю я его, стремлюсь я к смерти, прежде, чем пришёл к ней, бросаюсь на огонь самосожжения, которое не печально для него…»

Человек бормочет в полумраке, он ведёт беседу с частью себя. Вид его внушает страх своими чертами безумия – ведь безумие всегда пугающе; и, вместе с тем, его трогательная растерянность вызывает жалость. Прочтём внимательно эти строки: «Ба мой не способен облегчить боль этой жизни. Однако, удерживает меня от смерти, прежде чем я пришёл к ней. Сделай сладким для меня Запад. Трудно ли это? Эта жизнь – небольшой отрезок времени. Вот деревья, даже они падают. Попри же зло! Прекрати мои страдания». Сколько тоски и безнадёжности в каждом знаке, каждой линии. Одиночество и отчаяние: никто не поговорит с ним, никто не утешит, кроме его Ба.

И Ба защищает жизнь: «Если вспомнишь погребения, - отвечает он, - огорчено этим сердце. Это вызывает слезы, это делает человека несчастным, забирает его из дома и бросает на холм. Никогда не выйдешь ты наверх, чтобы увидеть солнце. Люди, строившие в камне граните, построившие залы в пирамидах прекрасных, с превосходной работой, когда стали эти строители богами, опустели их жертвенники, как у тех, умерших на берегу, - и было это по вине оставшихся в живых, - чьи концы отмывает вода и солнце опаляет их, - тех, с кем говорят рыбы прибрежные. Послушай меня, действительно хорошо слушать людей. Проводи хороший день, не заботься». Вот что говорит ему Ба. Он умоляет выбрать жизнь, наслаждаться каждым оставшимся днём, но тщетно: слишком глубок омут обречённости.

Человек дошёл до последней черты. Он ненавистен сам себе. Жизнь и страдание стали для него синонимами. «Смотри, - пишет он в своём папирусе, - отвратительно имя моё более чем запах помёта птичьего под небом горячим. Смотри! Отвратительно имя моё более, чем запах улова рыбы под небом горячим». Печаль одиночества поглощает его, увлекает в бездну, откуда не выбраться: «С кем говорить мне сегодня? Братья плохи. Мы, сегодняшние друзья, не любим друг друга. С кем говорить мне сегодня? Развратились сердца. Всяк человек обирает ближнего своего. С кем говорить мне сегодня? Нет больше сердца, на которое ты мог положиться».

Тускло горит лучина, болят уставшие глаза, но это не важно. Трепещущие тени на стенах хижины обретают причудливые и пугающие очертания. Свет лучины слаб, он борется с окружающим мраком как Гор с коварным Сетом. Но тьма сильнее, она подступает с всех сторон, она тянет к Человеку костлявые пальцы, она проникает в сердце, и свет разума поглощает смертельная мгла. Человеку чудится, что снаружи уже ждёт Осирис, чтобы проводить его в Дуат – царство мёртвых.

«Смерть для меня сегодня подобна выздоровлению больного, - Человек вновь погружается в свой папирус, - подобна выходу после заключения на волю. Смерть для меня сегодня подобна запаху мирры, подобна сидению под навесом в ветреный день. Смерть для меня сегодня подобна запаху лотоса, подобна сидению на Берегу Опьянения. Смерть для меня сегодня подобна дороге дождливой, подобна возвращению человека из похода в свой дом. Смерть для меня сегодня подобна очищению неба, подобна человеку, охотящемуся там на зверя, неизвестного прежде. Смерть для меня сегодня подобна желанию человека видеть свой дом, после того, как он провёл долгие годы в плену».

Ба умолкает в ужасе. Он понимает, что бессилен изменить неизбежное. Человек не слушает его больше, он лишь просит Ба остаться с ним до конца. Ба слаб и пуглив: он хочет улететь далеко отсюда, он не хочет видеть того, что скоро произойдёт. Лишь безграничная любовь к Человеку удерживает его. Вот Человек откладывает в сторону папирус; Ба внутри него мечется, как птица в тесной тёмной клетке.

«Не покидай меня, мой Ба», - шепчет Человек , выходя из хижины.

«Не покидай меня, мой Ба», - шепчет Человек, направляясь во тьму, туда, где плещется Нил.

«Не покидай меня, мой Ба», - шепчет Человек, входя в кишащую крокодилами реку…

Этого человека больше никто не видел, но остался папирус. И люди нашли его, и, прочитав, поразились красоте и трагичности этих строк. Папирус переписывали много раз. Он сделался знаменит. Голос Человека прошёл сквозь века и стал бессмертным памятником Древнеегипетской литературы. Вы и поныне можете прочесть «Разговор разочарованного со своей душой» и полюбить этого Человека и его верного Ба.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Говорят, в Большом театре как то не так интерпретируют пушкинскую «Сказку о золотом петушке». Группа православных товарищей написала возмущенное письмо, требуя пресечения и демонстрируя свои оскорбленные чувства… ...
За последние две недели я слышал, как этот рынок называли "разочаровывающе нейтральным", "решительно боковым", "застрявшим", а мой личный фаворит - "небрежно-изменчивой" фазой. Как же рынок выходит из этого бокового периода и переходит в новую бычью или медвежью фазу? Начнем с S&P ...
Меня всегда неприятно поражает непонятная спесь в отношении "чернож....ых обезьян" и "дикарей с гор", высказывать которую в российском "приличном обществе" считается уже чуть ли не признаком "хорошего тона". Хотя причина, конечно, на поверхности: ...
Вот не мой день сегодня как-то. Попался значит мне на пути выходной и я его так плотно расписал планами, почти поминутно, что даже самому радостно стало от успехов планирования. Перспективы аж дух захватвало. И только сел их выполнять, как у меня сдох рабочий комп.... начал чинить Пока ...
Оригинал взят у edward_210 в Жуткие фото из прошлого. ...