Разбитая чашка
olga_srb — 06.07.2016 История с разбитой чашкой является одним из самых популярных нравоучительных сюжетов, рассчитанных на детский возраст.Кто вчера разбил мячом
Чашку на буфете?
Петя был тут ни при чем,
А попало Пете.
Помните этот небольшой фрагмент из стихотворения С.Я. Маршака? Оно было публиковано в 1954 году сначала в журнале «Огонек», а затем – в формате отдельной книжки.
В середине XX века этот инцидент постоянно изображался на картинках
А задолго до этого – в 1869 году – на ту же тему короткий рассказ написал Л.Н.Толстой. Настолько короткий, что его несложно привести целиком:
«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришел и спросил: «Кто разбил?»
Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».
Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал».
Меня в этом рассказе всегда настораживали отношения отца с ребенком: почему мальчик «затрясся от страха»? Откуда у него этот страх, если не из ужасного опыта?
В первом номере журнала «Пионер» в 1936 году был опубликован рассказ А.П.Гайдара «Голубая чашка». Впрочем, последовавшие рецензии рассказ раскритиковали как за «бессюжетную» форму, так и излишнюю психологизацию.
Одним словом, сюжет популярный, и со временем поправки в него вносились несущественные: в советский период чашка перестала называться «дорогой» - стала «папиной» (а папа умер) или «маминой любимой» (мама жива).
Происшествию, из которого ребенок должен был извлечь жизненный урок (необходимость сознаваться в своих проступках), посвящена серия последовательных картинок.
Этот рассказ в картинках в целом повторяет сюжет рассказа В. А. Осеевой «Почему?», опубликованный в конце 1940-х. Написан рассказ был в 1930-е годы и начинается он со слов: «Мы были одни в столовой – я и Бум». У Осеевой сидящий за столом мальчик, играя с собачкой, потерял равновесие и ухватился за скатерть со всеми вытекающими последствиями. На истории в картинках драма имеет несколько иную завязку.
В любом случае, для советского ребенка эта доступная детскому пониманию история была уроком честности и мерилом нравственности.
Вариацией на ту же тему был диафильм «Кто разбил чашку?» (автор - Юрий Хазанов). Внушая маленькому зрителю ту же мораль, Юрий Хазанов превратил Бума в Капа, папину чашку – в «красивую оранжевую» (что, безусловно, уменьшило драматизм события).
Немного отступлю от темы. В диафильме есть кадр с такой подписью: «Есть, наверно, такие люди, которые своим собакам разрешают на тахте валяться… Но Вовина мама – никогда».
Утверждаю со всей ответственностью: не наверно, а точно – такие люди есть!
В 1980-е годы к разбитой посуде стали относится спокойнее. И вечный нравоучительный сюжет приобрел несколько иное содержание. Сюжетные картинки стали называться «Нечаянная оплошность», а вместо обучения честности на этом материале детей стали учить утешать другого человека (мальчика, разбившего чашку) и оказывать взаимопомощь. Интересная инверсия! Теперь мальчика не обвиняют и наказывают – теперь его утешают, помогая устранить последствия. Это говорит о том, что теперь за провинившимся стали оставлять право на эмоции.
Когда взрослый разбивает чашку, даже дорогую папину, в утешение виновнику говорят «на счастье!». А если чашку разбивает ребенок?
Видимо, раньше чашки все время стояли на столах, а дети играли в тех же помещениях с мячом. Вот жизнь была!
|
</> |