Растроение личности, или Утка не как ложь
petrus_paulus — 08.03.2023Про раздвоение личности все прекрасно знают ну, или по крайней мере, хотя бы слышали. А вот что насчёт такого фрукта, как растроение?.. Тем более в театральном смысле. Сложно представить, правда?.. Раздвоение на сцене представить несложно, и этим приёмом режиссёры пользуются довольно часто, даже в опере — мне как-то довелось видеть в Германии «Похищение из сераля» Моцарта, где все персонажи были представлены двумя актёрами: один пел вокальную партию, другой представлял пластику образа. Этакие альтер-эго каждого героя. А вот на открывшейся позавчера новой, третьей по счёту, сцене Театра на Таганке (называется «Сцена на Факельном», поскольку рядом Большой Факельный переулок, хотя я бы назвал Камерной сценой в силу размеров и её самой, и зрительного зала, и уюта, который всё это создаёт) режиссёр Анна Закусова придумала вывести сразу три ипостаси Зилова, главного героя знаменитой «Утиной охоты» Вампилова.
Скажу сразу — шоу не для слабонервных. Бабулям, не смыслящим «Ревизора» без кринолинов да сюртуков XIX века, точно не сюда. Хотя здесь как раз вся обстановочка начала 70-х как раз воссоздана идеально — и торшер, и дисковый телефон, и громадная радиола, и зелёная настольная лампа, и ковёр, да и костюмы всех персонажей сразу переносят нас кого в детство, кого в юность, кого в молодость. Да, ещё гранёные стаканы забыл! Но это штука универсальная, актуальная по сей день. Тем более в «Утиной охоте», где постоянно пьют. Одновременно три Зилова на сцене — совсем не случайность и не режиссёрский бред. Ведь в каждом из нас живёт минимум три человека одновременно, согласны вы с этим или нет. Первый — это мы с нашими близкими и родными, второй — это мы на работе и при общении с системой, наконец, третий — это мы настоящие, мы наедине с собой, когда никто не видит и не слышит. Вот три таких Зилова и действуют в новой версии знаменитой пьесы. Потому что Зилов — персонаж очень многослойный и непростой, не зря ведь его называют Гамлетом русского драматического театра...
Безусловно, «Утиная охота» Театра на Таганке не имеет ничего общего с классической, всем привычной пьесой. Хотя, казалось бы, все персонажи на месте, обстановка соответствует, однако текста практически нет! Точнее, он есть, но очень фрагментарен и подан настолько дозированно и правильно, будто из него удалено всё лишнее и оставлена лишь суть, раскрывающая смысл всей пьесы. Всё же остальное решено в форме пластики, когда актёры лишь движутся, почти танцуют, заменяя слова выразительностью взглядов и порывами движений, и песен, которые невероятно ярко подчёркивают происходящее. В действии принимают участие и предметы, расположенные на сцене — ничего лишнего! Каждый предмет играет роль и используется актёрами, включая ковёр на полу и торшер с абажуром. А песни — исключительно западные, из классической американской эстрады, что так контрастирует с советской обстановкой...
Спектакль недлинный, всего-то каких то час с хвостиком и без антракта, но какой выразительный... И текста, произносимого актёрами, достаточно, чтобы понять суть происходящего, а короткие вставки Визбора и Окуджавы под гитару лишь добавляют уксуса в происходящее. Ведь пьеса Вампилова — это пьеса-воспоминание, бредовый морок, случившийся не то по пьяни, не то прямо перед смертью. Это удивительное настроение, когда реальность и вымысел настолько перепутаны и трудноотделимы друг от друга — высшая точка художественного выражения, гениально используемая время от времени и в кино (вспомним «Дитя Макона» Гринуэя или «Бардо» Иньярриту). Миг между прошлым и будущим, когда прошлое омерзительно, а будущее туманно, миг, который не есть жизнь, а непонятно что, миг-распутье, когда понимаешь, куда двигаться дальше. Если вообще двигаться... Этакое духовное самособорование. Точка принятия решения и фатальной самооценки. Именно поэтому сцена похорон выглядит так эффектно!
И охота, про которую всё время говорят и которую вспоминают, на которую всё собираются поехать, но никак не поедут, из просто утиной становится своего рода катарсисом, в котором утка из символа лжи и подлога, то есть жизни, которой жил Зилов, превращается в символ правды, к которой этот путь приводит. Личностной правды. Той правды, которую человек порой всю жизнь боится сказать самому себе о себе же. Жизнь ведь можно прожить массой разных способов — хороших, честных, откровенных. А они все заперты в чемодане лжи, который в финале спектакля и открывается...
Благодарю редакцию ЖЖ, Театр на Таганке и лично Ирину Апексимову за приглашение на премьеру! И поздравляю театр с новой сценой — уверен, она будет жить долго)).
(c) petrus_paulus
Фотографии Юлии Васильевой (c)
Поддержать мой блог можно ниже — там, где произрастает синий цветок))