Как это будет... не по-английски?
petrus_paulus — 05.03.2023Кино вне политики – штука хорошая. Только последние лет дцать ну вот никак не складывается. Самый характерный пример – оскарная номинация «Лучший фильм на иностранном языке». Представить советский фильм среди номинантов в этой категории в годы холодной войны – большая редкость. Доползали единицы, получали – ещё меньше. Поэтому резкий всплеск интереса ко всему российскому, типа демократическому, после 1991 года вполне объясним. И Оскар «Утомлённым солнцем» Михалкова тоже объясним. И появление в 90-х чуть ли не ежегодно российских картин в списке номинантов тоже объяснимо. А потом вдруг всё – раз в десятилетие. Почему – объяснять не надо.
Та же история с Китаем, например, или с Ираном. С начала 90-х китайское кино со своими собратьями из Гонконга и Тайваня – почти ежегодный гость в списках номинантов на Оскар. Но, как только Китай превратился в геополитического противника США – как отрезало. Иран допускают до Оскара и даже дают ему его в периоды относительного затишья вялотекущего конфликта, длящегося аж с 70-х, и то, как правило лишь Асгару Фархади («Развод Надера и Симин» в 2012 году и «Коммивояжёр» в 2017 году). А когда полыхнёт – что ты, Боже упаси. Страны, не отвечающие ценностям США, не могут претендовать на Оскар. Может, оно и к лучшему… Однако грядущая церемония неожиданно подготовила подборку картин, от которых не тошнит (в году минувшем от некоторых кандидатов из списка иностранных картин ничего, кроме желания обнимать унитаз, не возникало). Так что сегодня продолжаем разбирать номинантов на грядущий Оскар, только неанглоязычных. Про всех остальных мы уже говорили – кто пропустил, можно почитать здесь.
Безусловный фаворит – «На Западном фронте без перемен» от Германии. Девять номинаций, включая не только фильм года на иностранном языке, но и вообще главный фильм года. Очередная экранизация сами знаете чего, популярная в кино ещё постнемой эры – голливудский фильм 1929 года уже получал Оскара, правда, снимали его те же немцы, только беглые из Европы. С другой стороны – почему неожиданно? Мир же вновь в состоянии войны, и большая война, гораздо больше той, что теперь в Европе, не за горами. Первая Мировая – прекрасный повод вспомнить тех, кто придумал её и начал, а главное – с какой целью это сделал. Тогда и отношение к оценке нынешних событий, может быть, изменится, если не одну извилину в мозгах использовать. Примечательно, что фильм сняли в Германии, именно в той стране, которую сделали крайней в обоих общемировых конфликтах прошлого и которую пытаются сделать крайней вновь. Немцы невероятно трудолюбивы, исполнительны и ясны разумом, но, вместе с тем, до жути прямолинейны и даже ограниченны. Кончится всё тем, что из них опять сделают дураков, потому что танки для продолжения конфликта поставить заставили лишь их – вспоминается «Мастер и Маргарита», когда Коровьев предложил Бездомному крикнуть «караул», но лишь открыл рот, а Бездомный хрипло заорал в одиночку. Нынешняя Германия – это и есть Бездомный. А как он закончил – думаю, напоминать не стоит. Люди же от искусства всё видят и чувствуют, поэтому и снимают столько откровенное и своевременное кино. Фильм безупречен не только в художественно-моральном плане (номинации за сценарий и музыку), но и в техническом – номинации за декорации, звук, визуальные эффекты, оператора и грим.
Единственный неевропейский в нынешнем списке – аргентинская картина «Аргентина, 1985». Она уже успела получить Золотой Глобус в той же номинации и была некоторыми критиками объявлена судебной драмой уровня «Нюрнбергского процесса» Стэнли Крамера. Хотя, конечно, в художественном плане ей до шедевра Крамера как до Марса… Просто хорошая судебная драма, подробная и напряжённая, но, к сожалению, исключительно для внутреннего аргентинского употребления, поскольку рассказывает о процессе над военными, терроризировавшими собственных граждан ради сохранения власти. Их, аргентинская, национальная история и национальная боль. Хотя, в нынешних условиях, есть о чём задуматься и всем остальным…
До глубины души поразила бельгийская картина «Рядом», идущая, как и положено для двуязычной страны, сразу на французском и на нидерландском. Лукас Донт снял невероятно проникновенный фильм о дружбе двух мальчишек-подростков, трагически разбившейся о тупоконечность безвыходно запутавшегося в собственной неопределённости западного общества. Искусственно насаждённая сверху идеология гендерного, расового и прочего разнообразия разрушает жизни людей и, в первую очередь, детей. Дети откровенны, если они врут – это сразу видно. И сами так же чутко чувствуют враньё. Поэтому рассусоливания про то, как важно самому выбрать свой пол, ничего, кроме раздражения и агрессии, у них не вызывает. Потому что это враньё. Потому что никакого разнообразия не существует. А двое мальчишек, дружащих мёртвой хваткой, как неразлей-вода, проводящих всё время вместе, ночующих друг у друга и спящих в одной кровати, ездящих вместе в школу и из неё, сидящих вместе за партой, вскоре вызывают смешки и толки среди одноклассников – их начинают дразнить голубыми. Представляете???!!! В нынешней Европе дразниться этим! А как же гендерное многообразие?! А нет его… В головах нормальных, обычных людей всё осталось, как было. И, если бы не уроки многообразия и прочей дряни, которые теперь проводятся в европейских школах, ничего бы и не было. Я вспоминаю себя в детстве – у меня на даче были такие же друзья каждым летом, с которыми и днём и ночью, хоть в огонь хоть в воду. Вместе почти 24 часа в сутки. Потому что здорово, весело и интересно! А не потому что любовь там какая-то или самоидентификация половая – мы слов-то таких тогда не знали. У героев фильма та же история, только вот общество вокруг изменилось… Заболело… И, разрушая себя, разрушает жизнь этих светлых мальчишек, которая заканчивается трагедией физической для одного и душевной для другого. Почти библейское повествование о дружбе, предательстве, грехе и его искуплении. Тёплое, солнечное кино, купающееся в потрясающе снятом солнечном свете, и отдающее, вместе с тем, могильным холодом. Неужели просыпаются?..
Самая необычная и, отчасти, пророческая картина среди претендентов – новая работа одного из последних живых польских киноклассиков, Ежи Сколимовского. Часто сравниваемая с легендарным «На удачу, Бальтазар!» Брессона ничего общего, кроме мира людей глазами осла, не имеет. Фильм называется «Иа», так зовут главного длинноухого героя, и, кроме польского, имеет сцены на итальянском, французском и английском. Иа служит в цирке-шапито и обожаем очаровательной девушкой. Его периодически эксплуатирует владелец цирка в качестве тягловой силы в личных целях, но Иа это не особо беспокоит – ведь у него есть любящая его душа. Однако потом на цирк налетают всякие гринписовцы/защитники животных/зооактивисты, размахивающие постановлением Евросоюза о запрете использования животных в цирках, таким же бессмысленным, как и сам Евросоюз. Цирк закрыли, а животных типа пристроили в добрые руки. Так осёл попадает на ферму, где уже полностью превращается в тягловое животное – фальшивая борьба за свободу обращается в полное порабощение. Он сбегает с фермы, его подбирают футбольные фанаты и делают символом своей команды. Команда выигрывает – осел на пьедестале! Проигравший противник винит в своём поражении осла и мутузит его ночью до полусмерти. Окровавленное животное подбирают зоотехники и выхаживают. Он сбегает и от них, укокошив копытами самого активного, чтобы быть пойманным торговцем лошадями и отправленным в фургоне для продажи в Германии. Но на немецкой стоянке поляку-водителю горло режут негры-мигранты за то, что клеился к одной из их девушек – так осёл оказался вновь на улице и попал в руки к проезжавшему мимо разорившемуся итальянскому барону, прихватившему его с собой в качестве развлечения на своей тосканской вилле… В итоге всеми понемногу использованный и переходя из рук в руки, несчастный осёл оказывается на скотобойне. Так что здесь пророческого, спросите вы? Да всё очень просто, если заменить слова «осёл/Иа» на слово «Украина».
Наконец, самый простой и, вместе с тем, самый пронзительный фильм среди номинантов – ирландская картина «Тихоня» Кольма Бэйрда. Простой – потому что снят в ирландской глубинке на ирландском языке (это само по себе вообще большая редкость) и о совершенно простых, рядовых, бесхитростных людях. Пронзительный – потому что вновь, как и «Близко», рассказывает детскую историю, сжимающую сердце в комок. Он о девочке, красивой и смышлёной, но растущей в многодетной неблагополучной семье. Она всё время молчит, но не потому, что немая, а потому что говорить ей в этой семье не с кем. Как в том анекдоте про старуху, которую родные притащили к врачу с жалобами, что она полгода ни с кем не разговаривает. И когда врач начинает пытаться заговорить с нею, она сразу же оживает и вступает в разговор, объясняя, что полгода молчала потому, что с «этими пидарасами» говорить ей не о чем. Семья девочки типа этих «пидарасов» из анекдота, только они ещё хуже – они угнетают её морально. И вдруг на лето её забирают к себе родственники – добрая, бездетная пара, некогда потерявшая сына. Та любовь и забота, который они окружают несчастного ребёнка, творит волшебство – девочка не только начинает говорить и интересоваться происходящим вокруг, но и понимает, наконец, что такое настоящая любовь. Моя б воля – Оскар был отдал только «Тихоне». Но понимаю, что его отдадут немцам. Потому что время теперь такое. Время пушек. А время любви ещё не настало. Настоящей любви, а не фальшивой, не разнообразной. Потому что любовь бывает только одна – настоящая.
Смотрите больше честного кино!
(c) petrus_paulus
Поддержать мой блог можно ниже — там, где произрастает синий цветок))