Расследование на грани невозможного. Следствие идет в интернет. Идеальное
memory_sticks29 — 22.02.2024Мотив преступления оказался еще более неочевидным, чем можно было предположить. «Подозреваемый рассказал, что давно планировал совершить убийство не менее четырех человек, – делится установленными следствием деталями Сергей Мальцев. – Личности “целей” (в кавычки дословно заключены слова Александрова. – Прим. ред.) при этом были не важны. Главным его стремлением было “передать” кому-либо “смертельный урон”, якобы полученный в результате систематических унижений со стороны сверстников в детские и юношеские годы. Не менее важным условием было остаться неразоблаченным после убийства, так как, по его логике, в противном случае “смертельный урон” должен был к нему вернуться».
Вид орудия убийства, как выяснилось, был выбран Александровым из-за сложности его идентификации. Для заказа его частей и общения с контрагентами он приобрел сим-карту, зарегистрированную на другое лицо. Чтобы остаться незамеченным, преступление планировалось в безлюдном месте, в темное время суток, которое убийца досконально изучил заранее, по той же причине он не брал на место преступления телефон. Чтобы не оставлять следов, использовал медицинские перчатки. После убийства Алексей демонтировал с оружия ствол и выбросил его, а затем подточил доводчик. Как бы то ни было, профессионализм следователей и криминалистов СК РФ не раз доказывал, и в этом случае в том числе, что обнаружить следы можно при совершении любого преступления. Это лишь вопрос времени.
«На изъятых у Александрова электронных носителях информации были обнаружены многочисленные книги и статьи о партизанской тактике, маскировке, следопытстве, шифровании, криптографии, материальной части стрелкового оружия, инструкции по его изготовлению и сборке, курс криминалистики, в частности, раздел баллистики “Идентификация стрелкового оружия”. В его “коллекции” были и произведения о терроризме, разнообразных способах совершения убийств людей, в том числе массовых. В общем, готовился он основательно», – констатирует Сергей Мальцев.
В результате установившегося контакта Алексей рассказал следователю о месте настройки и пристрелки орудия преступления, происходивших в гараже, и двух проверочных выстрелах в районе убийства прямо перед его совершением. Следствием были обнаружены и изъяты пули, идентичные тем, которыми были убиты девушки. По одной из них, которая оказалась стрелянной, эксперты сделали однозначный вывод о том, что она выпущена из того же ствола, что и извлеченная из головы первой из убитых девушек.
«Комиссией экспертов-психологов и психиатров обвиняемый Александров был признан вменяемым. Обнаруженное у него с подросткового возраста смешанное расстройство личности не психотического уровня не мешало ему полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими. Экспертами также отмечено, что высказывания обвиняемого об “отчуждении смертельного урона”, связанные с описанием мотива убийства, относятся не к проявлениям психического расстройства или психотических переживаний, а являются установочно-защитным поведением. Доводы же Александрова о совершении убийств в качестве мести неопределенному кругу лиц за якобы перенесенный некогда буллинг расценены следствием как защитная позиция, продуманная и зазубренная им за время ожидания задержания и почти дословно повторяемая в ходе многочисленных допросов», – резюмирует следователь.
Результатом кропотливой и слаженной работы следственно-оперативной группы, к которой активно привлекались эксперты и специалисты из ряда стрелковых и IT-сообществ, стало торжество принципа неотвратимости наказания. Год назад суд признал Алексея Александрова виновным в убийстве двух лиц из хулиганских побуждений. Он приговорен к пожизненному лишению свободы.
Вместо послесловия
Итогом грамотной и принципиальной работы следователя является не только признание судом собранных доказательств убедительными и вынесение на их основании обвинительного приговора. Тщательный анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, также входит в компетенцию следователя. По результатам в адрес должностных лиц или уполномоченных инстанций он вносит представления о принятии профилактических мер к предотвращению тех или иных преступлений. Порой следствием вносятся и предложения по совершенствованию законодательства в случае выявления соответствующих пробелов.
«Опыт расследования этого уголовного дела вынуждает признать назревшую необходимость совершенствования законодательства в части регулирования вопросов контроля оборота и криминалистического учета пневматического оружия, конструктивно сходных с ним изделий и их основных составных частей, – убежден Сергей Мальцев, ныне – следователь по особо важным делам 4-го следственного управления Главного следственного управления СК РФ (с дислокацией в городе Екатеринбурге). – Результатом обсуждения выявленных пробелов регулирования на межведомственном совещании стало обращение прокурора региона в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с предложением о соответствующей законодательной инициативе.
Открытым также остался вопрос возможности фиксации и установления активных навигационных устройств (GPS-датчики смартфонов потерпевших и злоумышленника), находящихся в конкретное время в конкретном квадрате географических координат. Планы по развитию международно-правового сотрудничества по данному вопросу в рамках нашего расследования не были реализованы в связи с установлением и задержанием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Вместе с тем, перспективы внедрения и практического применения указанного метода сбора доказательств крайне интересны и требуют развития.
И конечно же, отдельного внимания заслуживает применение в работе
следствия возможностей сети интернет. Ее ресурсы и неограниченный
спектр инструментов по сбору доказательств требуют алгоритмизации и
неизбежного применения нейронных сетей, адаптированных под
конкретные задачи следствия».
С учетом внимания Председателя СК РФ Александра Ивановича
Бастрыкина к развитию методик расследования киберпреступности и
старту соответствующей образовательной программы в ведомственных
академиях, институте повышения квалификации, есть все основания
полагать, что в ближайшее время следствие ожидает качественно новый
виток противодействия преступности в интернет-пространстве. И,
прежде всего, – работы по установлению лиц, скрывающихся за масками
анонимов, выявлению электронных следов и доказыванию их
противоправной деятельности.
|
</> |