Расскажите кратко, чем вообще занимаются искусствоведы? И сколько зарабатывают?
shakko_kitsune — 20.03.2018 Есть такой анекдот про блондинку: "Дорогая! Здесь налево или направо? Ради бога, ответь только одним словом!" На что собеседница отвечает: "Да!" Собственно, ответить на вопрос уважаемого читателя, вынесенный в заголовок, мне хочется примерно также. Но будучи неисправимым треплом, поведусь и отвечу, хотя сделать это также "легко", как кратко ответить на вопрос "чем занимаются врачи?". Медициной, блин! Дальше уже нюансы.Кадры из фильма праискуство "Западня" (1999)
Искусствоведы, как следует из названия, занимаются искусством.
Дальше уже идут нюансы, связанные с личными склонностями, способностями и избранной отраслью работы, которая может быть любой. Равно как и у врачей: очевидно, что кардиохирург в частной клинике и участковый в государственной поликлинике -- это совершенно разные люди с абсолютной разной профессией и судьбой.
И пожалуйста, не судите об искусствоведах по просмотренным кинофильмам и прочитанным книгам. Вы же понимаете, что Доктор Хаус -- это абсолютно невозможный в реальной больнице персонаж, да? А "Тайны следствия" и "Настя Каменская" -- это не срез отечественной полицейской и судебной системы, правда же? Ну вот. Дэн Браун, Пелевин, искусствоведы Татьяны Устиновой, персонажи Голливуда -- это все тоже фикшн, где взяты несколько характерных черт и акцентированы до невозможности с целью придания истории увлекательности. Причем обычно по принципу "слышал звон, да не знает, где он".
Так что вообще искусствовед -- это просто тот, кто "получил искусствоведческое образование". Больше ничего это слово в быту не характеризует -- он может быть и миллионером, и нищим, и преступником, и подвижником.
Разделим искусствоведов ориентировочно на две группы (я говорю конкретно об изобразительном искусстве):
где есть деньги, и где денег нету.
Сначала про тех, "где денег нету" (в условиях Российской Федерации). По хорошему, настоящие, тру-искусствоведы -- это вот как раз они.
Человек закончил ВУЗ по специальности искусствоведение. И остался в университете заниматься научной работой, стал историком искусства -- пишет диссертацию, научные статьи, анализирует визуально картины, копается в архивах, восстанавливает неизвестные подробности биографии авторов и картин, читает лекции студентам, создает сложные теоретические труды. Если вы представляете, чем занимается обычный, простой историк или литературовед, ученый -- так вот оно то же самое.
Какая зарплата у научного работника в РФ, если у него нет таланта сесть на гранты, надеюсь, вы примерно тоже представляете. (Если он шибко умный, то нашел постдок и свалил за границу).
Искусствоведы этой породы также водятся в музеях, где прямо у них под рукой, в хранении, находятся те произведения, которые они исследуют и публикуют в умных журналах для своих. (Внимание! Тетеньки в залах, которые говорят вам "к картинам близко не подходить!" -- искусствоведами не являются! Равно как не являются ими и гардеробщицы или уборщицы! Даже экскурсоводы, рассказывающие в залах про картины, зачастую не имеют искусствоведческого образования. Речь идет именно о научных сотрудниках).
Важная особенность: наличие специализации -- знаток искусства средневекового Китая не станет влезать в научный спор об Энди Уорхоле, а эксперту по иконописи глубоко фиолетов авангард, если только этот эксперт когда-нибудь не касался темы влияния Ф.Грека на Н.Гончарову. (Аналогичным образом не стоит спрашивать историка -- специалиста по сталинским репрессиям, про денежные потоки на Руси во времена Ивана Калиты -- принцип понятен, да?).
Если у искусствоведа в музее более активная жизненная позиция (или назойливый начальник), то его деятельность может оказаться более разнообразна: например, он участвует в организации выставок, может ездить в командировки, и вообще общаться со всякими там пришлыми людьми. Но это уже смежные арт-менеджеровские занятия.
Кадры из фильма праискуство "Афера Томаса Крауна" (1999)
Зарплаты при этом у сотрудников государственных музеев остаются бюджетными, хотя на них могут влиять различные обстоятельства, в зависимости от видов работы. Большие деньги в музеях получают директора, но это лишь потому что они начальство, чиновники -- собственно, для того, чтобы стать директором музея, увы, иметь искусствоведческое образование не обязательно.
Вообще, как и во многих других отраслях, личностные качества и определяют итоговый характер работы, приложение искусствоведческого образования. Например, кто-то, стиснув зубы, читает лишь минимальные лекции студентам в родном ВУЗе, отбрыкиваясь от сверхурочных. Кому-то, наоборот, это по кайфу, умеет и любит читать лекции, делает это своим студентам, чужим студентам, домохозяйкам, дамам с Рублевки, по телевизору и т.п. Зарабатывает он намного больше. Хочешь жить -- умей вертеться, все такое.
И тут мы плавно переходим к -- назовем их так -- "популяризаторам науки": лекторам, создателям авторских экскурсий и туристических маршрутов, авторам научно-популярных книг и путеводителей, создателям интернет-проектов, ведущим на телевидении (рассказывают, ага, что передачи про культуру бывали когда-то раньше на российском тв), и так далее. Это все люди, которые берут это свое искусствоведение и пытаются его интегрировать в реальную жизнь, хотят щедро поделиться им с другими, любопытствующими профанами. (Как вы понимаете, тру-искусствоведы к таким относятся со скепсисом, а то и с презрением, за опрощение Науки). Здесь количества хлеба с маслом зависит от таланта популяризатора популяризировать и, конечно, от отрасли, в которой он пригодился -- очевидно, что в телевизоре денег больше, чем в библиотеке.
Кстати, за книги платят мало, в несколько раз меньше, чем за отдельные статьи, потому что книгоиздательский бизнес и журналистика -- это разные отрасли. Где-то вот тут болтаюсь я, банальный журналист в области культурки, и мои гонорары зависят не от скилла моего искусствоведения, а от того, в каком состоянии сегодня в РФ журналистика -- в кризисе или на подъеме (про подъем -- это шутка).
Арт-критики -- это тоже к области журналистики, зарплату им платит издательство. (Остальные бонусы -- отдельная история, зависящая от репутации).
(Еще важное: чем бы ни занимался искусствовед, в какой бы подотрасли он ни нашел себя, вот главное, что хорошему профессионалу все время приходится делать: УЧИТЬСЯ. Читать, смотреть, думать. Все время прокачиваться, повышать свой уровень. Впрочем, а для каких профессий это правило не подходит?)
Не забудем сугубых практиков: людей которые работают руками и смотрят глазами. Это реставраторы и эксперты.
- Реставратор, на всякий случай уточню, это человек, который "чинит" произведения искусства, приводит их в порядок (иногда просто чистит). Искусствоведческого образования он может не иметь, главное, чтобы был "ремесленный" талант. Он может работать в государственном музее, на себя по частным заказам, или в частной лавочке на зарплату или на процент. Либо все это совмещать. Все они молодцы и делают хорошее дело, кормят свою семью, спасают искусство. Тему криминала и подделок принципиально не поднимаю, откуда мне вообще знать об этой кухне.
- Эксперт -- это образованный искусствовед, которому приносят вещи на экспертизу, и он датирует их -- на глазок, и на микроскоп, анализирует "почерк" предполагаемого автора, сверяет с документами (то, что я вот тут писала про то, что Малевича на самом деле сложно подделать). Раньше сотрудники госмузеев могли делать экспертизы с печатями, но после ряда злоупотреблений двухтысячных годов это запретили. Так что теперь за оценкой пожалуйте в Грабари, и вот еще несколько, в т.ч. государственных лабораторий.
Эксперты-искусствоведы также могут давать независимые экспертизы, делать консультации. Тут уровень жизни зависит от профессионализма, имеющихся знаний, репутации. Чем выше они -- тем выше он. Тему криминала принципиально не поднимаю, бла-бла-бла.
Высокая каста: еще есть
- кураторы (в том числе, выставок в частных музеях и галереях) -- то есть люди, которые дирижируют, собирая экспонаты на выставки;
- члены жюри престижных конкурсов и ежегодных фестивалей, биеннале;
- организаторы мероприятий;
распильщики государственных бюджетов;- и прочие смежные занятия.
Это, кстати, уже пошли те искусствоведы, у которых деньги есть. Страшная, коварная группа обольстителей, которая вешает лапшу на уши бедным богатеньким неискусствоведам, впаривая им всякую фигню, контемпорари-арт и прочий неликвид. (Очень люблю эти мифы: например, после некоторых постов люди мне пишут, что я ОЧЕВИДНО стригу процент с пропаганды нефигуративного искусства в рунете, и что я часть мирового заговора искусствоведов. Кстати, ау, искусствоведомасоны высокой ложи, ежели решите поделиться, то пишите в личку, я-таки хочу свою долю, яндекс-кошелек тут, если готовы анонимно).
Так вот, друзья мои, спешу вас разочаровать. Это не "искусствоведы". Чтобы стать арт-дилером, галеристом, аукционистом, антикваром или представителем другой хлебной профессии ("продажником"), обладать искусствоведческим образованием не обязательно.
Иногда это даже мешает.
Успешный бизнес в этом поле делают прирожденные коммерсанты, которые могут прийти в него из совершенно любой отрасли, просто потянувшись к прекрасному.
Именно они стригут те самые легендарные гигантские проценты, строят особняки и хранят в своих сейфах "фаберже".
Искусствоведы же, как говорит печальная статистика моих однокурсниц, работают на них научными консультантами, оценщиками, экспертами, авторами статей и каталогов, пиарщиками, а также девушками на рэсепшн.
А кто поумнее -- выходят за них замуж.
|
</> |