рейтинг блогов

"Раскинулось море широко" — последнее географическое открытие Империи

топ 100 блогов von_hoffmann03.09.2023
Раскинулось море широко — последнее географическое открытие Империи


3 сентября 1913 года на карту была нанесена Земля Императора Николая II. Россия приросла 37 000 квадратными километрами суши и обширными территориальными водами на шельфе.

Одной из блестящих страниц русской истории начала ХХ века является ГЭСЛО — гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, проложившая России Северный морской путь.
Целью ГЭСЛО было проложение северо-восточного, как его тогда называли, морского пути. Необходимость в нём ярко показала русско-японская война.

Эта экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого совершила последнее в истории человечества крупное географическое открытие.

3 сентября 1913 года на карту была нанесена Земля Императора Николая II. Россия приросла 37 000 квадратными километрами суши и обширными территориальными водами на шельфе.

В 1926 году архипелаг Декретом ВЦИК был наименован Таймырским. Позже, без законных оснований, он стал называться Северной Землёй.

Раскинулось море широко — последнее географическое открытие Империи


Экспедиция была крупным достижением России. Специально для неё были построены два первоклассных ледокольных прохода — «Таймыр» и «Вайгач». Поражает скорость их постройки: 2 года и 5 месяцев от начала проектирования до поднятия флагов. Была собрана замечательная плеяда исследователей, опытных мореходов и полярников. Ни одна страна в мире, кроме России, не имела необходимых кадров, технологий и знаний для организации подобного предприятия.

Осенью 1909 года из Кронштадта экспедиция отправилась во Владивосток.

Наиболее полно эта экспедиция описана в книге её участника Н.И. Евгенова и В.Н. Купецкого «Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах» (Изд. ГеоГраф, СПб, 2013). Все приведённые ниже цитаты — из этой книги.

Книга эта напомнила о словах самой известной старой русской морской песни «Раскинулось море широко». Ниже показано, почему.

Давайте сначала сопоставим даты, а затем — слова.

Первая грамзапись песни была сделана в 1912 году Юрием Морфесси.

«Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит
»

Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» проходили Красное море в марте 1910 года. В конце года суда встали на зимовку во Владивостоке, а многие члены экипажей приехали до весны к семьям в Петербург. Вероятно, слова песни описывают события именно на этих ледоколах, тем более что:

«Ведь «Таймыр» и «Вайгач» были первыми военными кораблями, вышедшими в далёкое, заграничное плавание после трагических событий русско-японской войны 1904—1905 годов».

Сравним же слова песни (курсивом) и книги Евгенова (жирным шрифтом).

«Нет ветра сегодня, нет мочи стоять,
Согрелась вода, душно, жарко.
Термометр поднялся аж на сорок пять,
Без воздуха вся кочегарка
».

«…команда, которая в условиях непрекращающейся качки и при жаре, достигавшей в кочегарке +56˚, сильно переутомлялась».

Раскинулось море широко — последнее географическое открытие Империи


«Товарищ, я вахты не в силах стоять —
Сказал кочегар кочегару,
Огни в моих топках совсем не горят,
В котлах не сдержать мне уж пару.
Ты вахты не кончил — не смеешь бросать,
Механик тобой недоволен…
»

«на помощь кочегарам были брошены все, кого только можно было освободить от палубных работ»

«На палубу вышел, сознанья уж нет,
В глазах его все помутилось,
Увидел на миг ослепительный свет,
Упал — сердце больше не билось
».

«И тем не менее один из кочегаров «Вайгача» Ян Грунт по прибытии в Коломбо был отправлен в портовый госпиталь»

«Окончив кидать, он напился воды,
Воды опреснённой, нечистой
».

«…неоднократно приходилось пользоваться для питья водой из опреснителей, так как принимаемая в портах вода не всегда была хорошего качества. К питьевой воде, чтобы отбить специфический неприятный вкус, часто добавляли красное вино».

«К нему подбежали с холодной водой,
Стараясь привесть его в чувство.
Но доктор сказал, покачав головой:
Бессильно здесь наше искусство
».

«С одним из кочегаров, который вообще был здоровым и крепким человеком, случился обморок, потребовавший медицинского вмешательства»

«Проститься с товарищем утром пришли
Матросы, друзья кочегара
Последний подарок ему поднесли,
Колосник обгорелый и ржавый
»

«Часто перегорали колосники, совсем останавливая машину».

«Внезапно механик вскричал — Подлецы!
Задам я ему притворяться! —
И, ткнувши ногою в бок мертвеца,
Велел ему тотчас убраться.

— Не смейтесь вы! —с ужасом доктор вскричал,—
Он мертвый, совсем застывает!
Механик смущенный тогда отвечал:
— А чёрт же их душу узнает!

Я думал, что он мне бессовестно врет,
Он не был похож на больного…
Когда бы я знал, что он в рейсе умрет,
То нанял в порту бы другого
».

«Отношения между офицерами и матросами не имели классовых предрассудков… Офицеры щедро делились с моряками своими знаниями и опытом. А их умению организовать свой досуг можно только позавидовать.»

«Интересно, что в окончательном виде ежедневное расписание пищевого довольствия хотя и отличалось особенным разнообразием, но, что особенно важно, оно было одинаково для всего личного состава экспедиции. В обычном же плавании офицеры питались отдельно от матросов и фактически несколько лучше».

Сравнение показывает, что художественное представление событий 1910 года значительно омрачает действительность. Была госпитализация — а в песне она становится смертью. Была помощь всей команды кочегарам в трудные часы — в песне, наоборот, кочегары несут обычную вахту. Взаимоотношения офицеров с нижними чинами также искажены до неузнаваемости.

Песня «Раскинулось море широко» — один из типичных примеров чёрного мифа о светлом событии в русской истории. Впрочем, на каком судне и когда именно произошло описанное в песне событие, не указано. Поэтому упрекнуть автора вымысла вроде бы и не в чем.

К сожалению, множество подобных мифов как о современных событиях, так и о нашем прошлом, мы встречаем и сегодня. Поэтому ни в коем случае нельзя в своих суждениях о реальных событиях полагаться на достоверность художественных произведений, авторы которых имеют право на вымысел.

Но вновь вернёмся к ГЭСЛО. Кто же командовал в этом переходе 1910 года «Вайгачом», кочегар с которого был госпитализирован, что позволяет полагать, что песня написана именно об этом ледоколе?

«Вайгачом» командовал капитан 2-го ранга Александр Васильевич Колчак. В ту пору — известный русский полярник, ветеран русско-японской войны, автор работ о строительстве флота России.

Автор: Вадим Рыбин

Источник: https://rusnasledie.info/raskinulos-more-shiroko/


Кнопка
или
Раскинулось море широко — последнее географическое открытие Империи

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Интересно, что сразу после запуска «Орешника» часть известной «сеточки» начала разгонять тезис: ничего не изменится - Трамп все равно не откажется от эскалации, а Запад все равно будет переть, пока мы не взорвем ядерную бомбу. В свете этого мнения, которое продавливается, как ...
Пройти таможенный контроль можно "заплатив" кусочком огурца или веточкой петрушки. У Нюси мордаха еще в морковном соке, службу несет исправно и бдит чутко, особенно когда слышит мои шаги .
ссылка Интересуетесь историей? Милости прошу! ...
Милостивые государи и государыни, не без удовольствия довожу до вашего сведения нижеследущее: Как, возможно, некоторые из вас, тут присутствующих, помнят, около полутора месяцев назад я полностью и весьма решительно отрёкся от сладкого. И не то, чтобы я ранее злоупотреблял сахарами, нет. ...
Я уже раньше,когда цитировал переводные материалы,касающиеся истории Китая и КПК ХХ века, обращал внимание читателя на то, что в нашей блогосфере всё происходящее за Амуром покрыто туманом. Из блога в блог, как блохи на дворовых "шариках", кочуют ванильные мифы о "Мао Цзедуне, друге ...