
Расходы федерального бюджета России в 1 квартале 2025 года


Россия находится в процессе внесения изменений в закон о федеральном бюджете на 2025 год и прогноз на 2026/2027 годы. В основном из-за более низких, чем ожидалось, доходов от продажи нефти и газа, ожидаемый дефицит увеличится с 0,5% ВВП до 1,7% ВВП в этом году.
На неделе правительство РФ внесло в Госдуму закон о поправках. Один из документов, приложенных к проекту, содержит обзор бюджетных расходов в первом квартале этого года. Учитывая, что у нас еще нет данных за 4/2024 квартал, это приятный взгляд на последние данные. Имейте в виду, что речь идет только об открытых (несекретных) расходах. Это особенно важно для оборонного бюджета, который более чем на 80 % засекречен. Однако засекреченные расходы можно рассчитать, сравнив открытые расходы с общими расходами, которые также публикуются Министерством финансов.
Темпы расходования бюджетных средств меняются от квартала к кварталу. Чтобы выявить необычные тенденции в расходовании средств, полезно сравнить расходы за первый квартал 2025 года с расходами за первый квартал 2024 года. На следующей диаграмме показан уровень исполнения бюджета в процентах от запланированного на этот год бюджета.

Хотя общий уровень исполнения не сильно отличается от прошлогоднего, есть три заметных изменения:
Первое - это жилищное строительство, где уже освоено 38,3 % запланированных расходов. Хотя в эту статью также входят субсидии на строительство на присоединенных территориях, неожиданный рост расходов вызван другим: повышением процентных ставок. До лета прошлого года российское правительство предлагало субсидированные ипотечные кредиты, в основном с процентной ставкой 8 %. Большинство программ субсидирования с тех пор прекратили свое действие, но существующий запас субсидированных кредитов приводит к расходам, зависящим от процентной ставки: Поскольку бюджету приходится компенсировать банкам дельту между рыночной и субсидируемой ставкой, высокая ключевая ставка ЦБ РФ приводит к росту расходов.
Второй - социальная политика, на которую в I квартале было потрачено 30,9% выделенных средств. Расходы на социальную политику в 2025 году были сокращены в номинальном выражении по сравнению с 2024 годом, поскольку ожидается снижение трансфертов в пенсионные системы. Улучшение баланса пенсионной системы является результатом пенсионной реформы 2018 года (повышение пенсионного возраста) и очень низкой безработицы. На 2024 год запланированная поддержка пенсионной системы из федерального бюджета составляла около 4 триллионов рублей, в этом году она составляет всего 2,4 триллиона рублей. Однако в первом квартале 2025 года трансферты в пенсионную систему действительно были несколько выше, чем в прошлом году (584 млрд вместо 520 млрд). Иногда возникают незапланированные трансферты в пенсионную систему, что может объяснять это. Конечно, замедление роста зарплат, высокая инфляция и рост безработицы также означают, что пенсионной системе потребуются дополнительные субсидии, так что бюджетные риски до конца года здесь присутствуют. Однако небольшое замедление темпов роста экономики в первом квартале вряд ли привело к увеличению расходов, так что вопрос остается открытым.

Третье заметное увеличение - это секретные расходы. Секретные расходы рассчитываются как разница между общими расходами (публикуемыми Министерством финансов) и открытыми расходами. В прошлом году засекреченные расходы в первом квартале составили 2,5 триллиона рублей, в этом году - 3,6 триллиона рублей. Скорее всего, это связано с расходами на закупку вооружений. В своем комментарии по расходам бюджета в первые месяцы Минфин назвал авансовые платежи по закупкам одним из факторов увеличения расходов в первые месяцы этого года.
В прошлом году в первом квартале Россия потратила в общей сложности 9 триллионов рублей, в этом году - 11,2 триллиона рублей. Около половины прироста приходится на засекреченные расходы (в основном военные). Учитывая, что открытые расходы на оборону также выросли, это показывает, что дальнейшая милитаризация бюджета была основным фактором роста расходов. Однако влияние роста процентных ставок (на жилье, а также на расходы по обслуживанию долга) также сказывается на бюджетном балансе России.
Для всестороннего анализа федерального бюджета и военных расходов России в 2025 году я рекомендую последний документ SIPRI, написанный Джулианом Купером.
Оригинал статьи