Раньше-то оно да-а...
congregatio — 17.06.2018
Еще одна зарисовка из прошлого. Взято
из статьи на тему "что вы тут ноете, с
пылесосами и мультиварками, наши бабки в поле борщ варили и в
проруби рожали", но такое хорошо читать и любителям похрустеть
булками разной степени французскости. Вот почему-то не любят адепты
великой дореволюционной России вспоминать эти темы, а когда им
напоминают - включается режим "это всё были временные трудности,
всем было плохо, царицы тоже в родах умирали, и вообще все это
непременно исправили бы, если б не революция".* * * * *
Начнем с наших прабабушек — тех самых, которые стирали в проруби и пряли при лучине. Очень часто, живописуя быт этих женщин, псевдославянские паблики присовокупляют стилизованную современную фотографию со светловолосой красавицей в льняном платье с венком на голове, за руку которой держится очаровательный пухлый ребенок (или сразу несколько). Упоминается также, что уже в семь лет эта женщина умела топить печь, готовить пироги, кормить кур, доить корову, прясть, ткать, вышивать, вязать и выполнять еще двадцать домашних дел.
В действительности все было не так радужно. В 1914 году вышла книга Ольги Семеновой-Тян-Шанской «Жизнь Ивана», повествующая о быте крестьян до революции. Сама Ольга родилась в 1863 году и большую часть года проводила в деревне, наблюдая за крестьянами,разговаривая с ними и записывая все, что так или иначе имело отношение к быту в деревне. Вот несколько цитат из книги.
«Представления [крестьян] о красоте очень примитивны. Женщины в нашей местности,безусловно, красивы, рослы и лет в пятнадцати-шестнадцати недурно сложены (после шестнадцати фигуры у них портятся благодаря тяжелой работе). Чем раньше выходит замуж девушка, тем скорее она приобретает отцветший, изможденный вид».
«Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу, иногда даже за тяжелую — вроде замешивания хлебов и сажания их в печь. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. При таких условиях бабе, конечно, долго „не можется“, и уход за ребенком самый плохой: он преет в грязной люльке, в мокрой пеленке, надрывается от голодного крику,пупок у него пухнет и болит — „грызь“ (грыжа), как говорят бабы».
«Мать идет в поле на работу дней через пять-семь после родов, ребенка либо берет с собой, либо, если поле близко и можно прибежать накормить ребенка, оставляет его на попечение „старухи“ или старшей сестры».
«От тяжелой работы непосредственно вслед за родами у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки. Иногда такие опущения матки(«золотника») принимают очень тяжелую форму, а в легкой, по мнению бабки, это даже«совсем» ничего. Бывают опущения матки даже у девушек (очень молоденьких) от непосильной работы: «живот сорвала».
«Смертность детей бывает наивысшая летом, Петровками, и особенно в рабочую пору,когда беспризорные дети питаются кое-чем и кое-как, когда они едят и огурцы,и незрелые яблоки, и всякую зеленуху. Главная причина смертности — дизентерия, понос. Что касается до процента смертности, то в большинстве семей умирает более половины всех рожденных детей. Редкая баба не родит восьми, а то и десяти,двенадцати ребят, а из них остается в живых три-четыре».
Если выйти из пабликов с фотографиями румяных блондинок и обратиться к историческим источникам, становится понятно: наши бабки не справлялись — они выживали, уже к 30 годам превращаясь в глубоко больных старух. Они, разумеется, не жаловались — просто потому, что не знали другой жизни.
|
|
</> |
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
«Белый» и «чёрный» бизнес: что выгоднее? Мнение сотрудника Роспотребнадзора
Самое высокое здание мира возведут к 2028 году: что будет в доме высотой более
Кролик
Суббота
"Высочайший манифест" Николая Второго
10 октября 1918 года убита кормилица Николая II, простая русская крестьянка,
Мозг не предназначен для бодрствования после полуночи
Принц Уильям на пляже Копакабана

