Вдогонку

Под катом многабукаф, предупреждаю.
В комментариях к посту о препарации ромфанта мне дали ссылку на статью той самой Марии Покусаевой о женщинах в литературе. Опять же, для тех, кто в теме копается не впервые - это кэпство, хотя периодически попадаются люди, для которых написанное там - откровение (для них, видимо, и писалось). Но меня там зацепила одна фраза:
*
*
В принципе, есть такой эффект, да. На самом деле все сложнее, но в одну коротенькую статью всего не уместишь, а сам по себе такой выверт сознания имеет место.
Но.
Варилась эта фраза у меня в голове, варилась, варилась вместе со всем остальным, что варилось еще раньше, и вот, наконец, уварилось в некий вывод.
Смотрите, что получается.
Мужчин, которым нравятся лыры, очень мало. Я бы сказала - исчезающе мало. Мужчинам обычно все это скучно, неинтересно, иногда смешно, иногда раздражающе... Но я бы не сказала, что женщины, которым этот жанр тоже не нравится, отказываются от его чтения потому что "начинают отрицать женское", что это происходит как-то вынужденно, чтобы выглядеть лучше, умнее, чтобы подняться до уровня "мужской-общечеловеческой нормы", а на самом деле в глубине души хочется... Сужу, разумеется, по себе, потому что себя-то я знаю. Так вот: нет, мне просто не нравится. Мне не хочется копаться в страданиях любовного треугольника, мне тупо скучно. Я не хочу читать про проблемы домохозяйки в средней полосе, мне скучно. Я не хочу читать о перипетиях неравной любви в N-цатом веке, если кроме любовной линии там ничего нет, мне скучно и совершенно не интересны обе концовки. А произведения вроде "Происшествия в Никольском", несмотря на поднятую там проблему, я вообще не рассматриваю как "женское и для женщин" просто потому, что главная героиня - девочка, а проблемы рассматриваются женские. Его как раз мужчинам бы читать и надо... Но это я отвлеклась.
Так вот. Еще в этой статье к мужским жанрам были отнесены зомби-боевики, детективы и космофантастика. И вот тут-то оно у меня сварилось окончательно.
Бог с ними, с книгами, давайте пройдемся по фильмам, так проще, потому что смотрятсейчас больше, чем читают, и выборка получится наглядней.
Какова мужская аудитория у мелодрам? Если не нулевая, то все так же исчезающе малая. И большинство смотрит под дулом пистолета вместе с любимой, потому что ей так захотелось.
А какова женская аудитория у мистики и ужасов? У зомби-фильмов? У постапокалипсиса? У детективов? Был бы тот же "Крепкий орешек" менее популярен у женской аудитории, если б там не было захваченной жены? Я вас умоляю, она появляется минут на пять-семь за весь фильм, а половина ценительниц фильма даже не сразу вспомнит, как ее звали. Нет, напрягут, конечно, память, и вспомнят сцену с окровавленным Виллисом, который волочит окровавленные ноги и вопияет "Холлиииииии!", но это и будет чуть ли не самая главная подсказка.
И женщин любительниц боевиков - ну глупо отрицать - куда больше, чем мужчин любителей ЛР.
Такие вот дела.
И выходит вот какая штука. Таки мужская часть авторов в своих сугубо мужских произведениях (сценариях или книгах) использует куда больше именно общечеловеческого, чем женщины в сугубо женских. Мужские просто сильнее перекрываются со всем тем, что любит обе половины человечества. Увы и ах. Я, конечно, упоротая феминистка, но считаю, что отрицать это - значит отрицать очевидное. Поэтому весь этот пост я вообще считаю кэпством...
И самый главный вывод тоже общечеловеческий (ага, я сегодня включила гуру, так что буду вещать с табуретки).

Объединяющим фактором для обоих полов служит агрессия. Пасивная или активная, не суть. Адреналин. Все вот это - зомби, апокалипсис, боевик, мистика с ужасами - все это старое, древнее, глубинное, с чем сталкивался вид, пока выживал и эволюционировал. Оно у нас в генах, в крови, в подкорке, мы с этим жили тысячи лет. Причем жили все - и мужчины, и женщины. Да, был защитник семьи, были воины племени, на которых возлагалась основная тяжесть по защите от внешних угроз, но и женщины тогда не сидели в хрустальных башнях. Пошла с детьми и соплеменницами собирать ягодки - нарвалась на тигра. Удачи, дорогая, беги или подбирай камень - и вперед. Осталась одна в пещере - пришел зверь или сосед. Та ж фигня. Удачи, милая. Сломала ногу - никакой скорой с капельницами тебе не будет, греби в пещеру ползком и заживляйся. Трудные роды? Выкручивайся, дорогая, или ты слабое звено, извини, реанимации и хирургов не предусмотрено. Пришла засуха? Собралась вместе со всеми, ребенка за спину, пожитки в руки и потопала по пустыне, камням и лесам под дождем, солнцем и ветром вместе с остальными. Проходим через землю другого племени? Напали? Беги или отбивайся вместе со всеми, иначе сожрут. Может, даже не фигурально.
А, да, и темнота. Там, в темноте, что-то есть. Сначала звери и враги, а потом, когда мозг усложнился - демоны и призраки. Они тысячи лет там были, в темноте, и вот так резко взять и забыть об этом за время технического прогресса? Перестать придавать столь же большое значение, как это было тысячи лет? "Да вы шутите. (С уважением, Мозг, Подсознание и Память)".
А любовь... Ну что любовь. Этому изобретению по сравнению со всем перечисленным не так уж много времени, а тем паче - "любви куртуазной". Эта - вообще новодел на шкале времени человечества. И все эти тысячелетия роль ей отводилась скорее техническая - не, отлично, когда жена с мужем друг другу не противны, но это опционально, главное - чтоб каждый выжил и размножился. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен, так зачем время терять? (с). В свете обсуждаемого - привлекательность меняем на силу и здоровье, и поехали множиться. Биология требует.
И вот написать или снять об этом новоделе так, чтобы не было банально, скучно, неинтересно, как-то не так, как это уже сделали сотни раз - это тяжело. Заметьте, слабать относительно задорное приключалово, ужастик или боевик даже в духе "я такое уже тыщу раз видел" куда проще. Просто потому что человеческое нутро - то самое, доисторическое - отзывается. Оно видит знакомое, привычное, въевшееся в "генетическую память". Этакая атавизм-ностальгия. Она хавает фильмы класса А, Б, С и далее по списку, пока не попадется нечто настолько вырвиглазное, что уже никакие атавизмы не спасут.
Детектив - это по сути лайт-версия того же самого, уже сдобренная хорошей дозой цивилизованности, уже не только опасность и поиск врага, уже какая-то игра ума, уже подключение разработанного эволюцией сложного аппарата в черепушке. И детектив тоже древнее любви, если так прикинуть и покопаться.
И выходит, граждане и товарищи, что вся вот эта наша цивилизация - хрупкая, зараза, штука. Тонкий слой, как атмосфера над Землей. Удерживается исключительно усилием разума и жестким контролем (который иногда заносит, но то другая тема). А под этим слоем - зверь. Дикий примат. И агрессия, страх и прочий адреналин въелся в человечество куда сильнее, чем высокие чувства типа любви, и требует регулярного удовлетворения тем или иным способом. Со все большим воцарением цивилизации - разумеется, большинством из нас способы выбираются все более безопасные. Вне зависимости от пола. Ну, а кому этого мало - те лезут на тарзанки, горы, парашюты и свободное скалолазание
Такие вот дела.
И честно говоря, мне кажется, что это - хорошо. В мире, где наш древний зверь умрет, а не цивилизуется, объединив в себе атавизмы и эволюцию, умрем и мы вместе с ним.
Ну, тут типа "ИМХО", уважаем благородных утконосов и все такое.