РАФ-977И: какой была первая советская скорая

топ 100 блогов 5koleso15.12.2023

Удивительно, но РАФ-977И оказался первым автомобилем скорой помощи в СССР, в котором пациента можно было не только довезти до больницы, но и оказывать ему медицинскую помощь прямо в пути: в некоторых ситуациях это критически важно! По сути, все работающие в российских лечебных учреждениях современные автомобили скорой медицинской помощи – прямые потомки того самого РАФ-977И.

Медицинский «рафик» первым среди скорых помимо фонаря с красным крестом получил еще и проблесковый маячок – в те времена он был желтого цвета.
Медицинский «рафик» первым среди скорых помимо фонаря с красным крестом получил еще и проблесковый маячок – в те времена он был желтого цвета.

Как в Советском Союзе больных доставляли из дома или с места происшествия в больницу до появления РАФ-977, то есть до середины 1960-х годов? Для этого использовали два типа автомобилей. Первый – изготовленные в ведомственных мастерских всевозможные переделки легких серийных грузовиков: сначала это был ГАЗ-АА, затем – ГАЗ-51. Наверняка каждый помнит одного из их ярких представителей данно типа скорых, засветившегося в эпизодах знаменитой «Кавказской пленницы».

Внешне РАФ-977ИМ отличался от ранней медицинской версии РАФ-977И меньшим количеством боковых окон, вытянутых в длину.
Внешне РАФ-977ИМ отличался от ранней медицинской версии РАФ-977И меньшим количеством боковых окон, вытянутых в длину.

Второй тип – слегка модифицированные серийные легковушки. В послевоенное время это были в основном «Победы», реже – представительские ЗИМы. Больного на носилках заносили в них через багажник, что со стороны выглядело диковато. В таком автомобиле во время движения не трясло, как в грузовике, но врач, сидя рядом с больным, мог помочь тому разве что добрым словом.

У санитарной модификации «Победы» носилки с больным загружались в салон через обычный багажник.
У санитарной модификации «Победы» носилки с больным загружались в салон через обычный багажник.

Когда в конце 1950-х Горьковский автозавод начал выпускать «Волгу», вслед за седаном в серийное производство пошла и модификация с кузовом «универсал», обладающим большой и удобной в плане погрузки больного дверью багажника. Но проблему врачебной помощи в дороге этот автомобиль тоже не решал. Кроме того, у выездных врачебных бригад с каждым годом появлялось все больше различного медицинского оборудования, для размещения которого в легковых универсалах попросту не хватало места.

Кабина отделялась от медицинского салона сплошной перегородкой. Поскольку 75-сильный волговский двигатель у РАФ-977 располагался спереди, между водителем и пассажиром возвышался массивный кожух моторного отсека.
Кабина отделялась от медицинского салона сплошной перегородкой. Поскольку 75-сильный волговский двигатель у РАФ-977 располагался спереди, между водителем и пассажиром возвышался массивный кожух моторного отсека.

Решить обозначенную проблему стало возможным только с появлением в стране нового класса автомобилей – микроавтобусов. Первый по-настоящему серийный среди них, базирующийся на агрегатах 21-й «Волги», 10-местный РАФ-977Д «Латвия» встал на конвейер Рижской автобусной фабрики в 1962 году. И почти сразу, в 1964 году, предприятие начало выпускать его медицинскую модификацию – РАФ-977И, дооборудование которой выполнялось в одном из его цехов. После проведенной в 1968 году модернизации, в результате которой микроавтобус стал называться РАФ-977ДМ, его медицинская версия получила обозначение РАФ-977ИМ.

Салон медицинского РАФ-977 позволял подойти к лежащему на носилках больному с любой стороны.
Салон медицинского РАФ-977 позволял подойти к лежащему на носилках больному с любой стороны.

Внешне, помимо красно-белой служебной раскраски и забеленных на три четверти окон, медицинский «рафик» отличался от серийного микроавтобуса разве что располагающимися на крыше: оранжевым проблесковым маячком, фонарем с красным крестом и фарой-искателем. А вот внутри отличия более существенны. Начнем с того, что в кабине напротив пассажирского сиденья установили радиотелефон для связи с диспетчером, по которому можно было получить адрес больного или сообщить в больницу, что к ним едет новый пациент. А саму кабину отделили от остальной части салона сплошной перегородкой с широким окном в ее верхней части.

Руль позаимствовали у «Волги», а приборный щиток – у «Москвича». Справа от него виден тумблер и контрольная лампочка проблескового маячка.
Руль позаимствовали у «Волги», а приборный щиток – у «Москвича». Справа от него виден тумблер и контрольная лампочка проблескового маячка.

В медицинском салоне располагались три сиденья: одно в его передней части, развернутое против хода движения, и еще два – по ходу движения по обе стороны от носилок. Таким образом, помимо врача или санитара, вместе с больным в качестве сопровождающего мог поехать кто-то из родственников. Носилки не просто ставились на пол – они располагались на специальном погрузочном устройстве. Здесь была даже какая-никакая меблировка: по правому борту располагались ящики для хранения препаратов и различного медицинского оборудования.

Мягкость хода во многом определялась заимствованной у ГАЗ-21 передней независимой рычажно-пружинной подвеской.
Мягкость хода во многом определялась заимствованной у ГАЗ-21 передней независимой рычажно-пружинной подвеской.

Под потолком по левому борту в сложенном виде крепились вторые носилки. В различных описаниях РАФ-977И можно прочитать, что с их помощью в автомобиле допускалось перевозить еще одного больного – вторым ярусом. Но, скорее всего, это не так: внутри кузова не видно никаких предназначенных для этого фиксаторов. Петля на потолке, которую хорошо видно на фотографиях, скорее всего предназначена не для носилок, а для того, чтобы врач при оказании помощи больному, мог за нее держаться во время движения. Поэтому вторые носилки, видимо, использовались как резервные.

Выпуск медицинских РАФ-977ИМ завершился одновременно с окончанием производства базового микроавтобуса. В 1976 году в латвийском городе Елгава построили новый завод, на котором развернули производство микроавтобусов РАФ следующего поколения. А вместе с ними – и новых автомобилей скорой медицинской помощи, которые получили обозначение РАФ-22031. Век этих автомобилей оказался на удивление долгим: они продержались в производстве три десятилетия, вплоть до банкротства РАФа в середине 1990-х годов.

Что еще почитать:

«Ботинок» из Кургана: как появился самый дешевый автобус в СССР

Иномарки для народа: на каких иностранных автобусах ездили в СССР

Под колпаком ЦРУ: как американцы помогали строить завод КамАЗ и чего они боялись

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В субботу прогулялись по фрязинскому Заводскому проезду - городской промзоне. Здесь расположено несколько городских предприятий, в том числе, печально известная мебельная фабрика "Модер", во время пожара на которой, произошедшего 16 июня, погибло пять человек: Зрелище грустное: ...
Мой стоматолог приказала мне поставить брекеты для исправления прикуса. Я склонен прислушаться к рекомендации врача и осуществить эту процедуру. Посравнивав варианты, я остановился на обычных сапфировых брекетах. В принципе, я готов ...
  МЯСО ПО-РУМЫНСКИ! Ингредиенты : Свинина – 800-900 гр., сыр – 100 гр., томатная паста – 2 столовые ложки, масло растительное (подсолнечное),   мука пшеничная – 3 столовые ложки, яйца – 2 шт., зелень петрушки и укропа рубленая ...
Гвен Стефани с Кингстоном вчера по пути в школу в Беверли Хиллс. src ...
Истинная американка по духу, независимая, сильная, всегда ратующая за справедливость, провела большую часть жизнь во Франции. Мэри Кассат была не просто художницей, графиком, одной из первых сторонниц феминизма, но и успела стать кавалером Почетного легиона. Даже художественное ...