Как первые китайские автомобили оказались японскими и почему об этом сейчас не
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Считается, что автомобильную промышленность КНР помог создать Советский Союз. Но уже в 1930-е годы на территории Китая вовсю работали автозаводы из Страны восходящего солнца. Япония вела захватническую войну против Китая и даже создала на его территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. Поэтому в современных японских автомобильных компаниях стараются не распространяться на тему своих китайских филиалов, как не любят вспоминать о данном эпизоде своей истории и сами китайцы
Как и у германских автомобильных фирм, у Nissan и Toyota имеются свои «скелеты в шкафу» — нелицеприятные факты, о которых сегодня стараются вспоминать пореже. Рассказывать о филиалах этой японской парочки в оккупированном Китае и в марионеточном государстве Маньчжоу-Го — всё равно что трубить об авторемонтном заводе Mercedes-Benz в Минске, где принуждали работать советских военнопленных.
Глава «Ниссан» Ёсисуке Аюкава всё время держал в уме Маньчжурию. Всем запомнилось его выступление в Кабинете министров: «Топография, климат и ресурсы очень похожи на североамериканский континент. Если мы будем развивать этот регион, мы сможем стать чем-то даже большим, чем Соединенные Штаты. Развитие Маньчжурии полностью изменит Японию и Азию».
![ТоÑжеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑбоÑка пеÑвого гÑÑзовика Toyota KB на заводе в ÐанÑÑжÑÑии. ТоÑжеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑбоÑка пеÑвого гÑÑзовика Toyota KB на заводе в ÐанÑÑжÑÑии.](/images/main/kak-pervie-kitayskie-avtomobili-okazalis-yaponskimi-i-pochemu-ob-etom-seychas-ne-f733c0.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/11/02.-toyota-kb-manchuria-assembly-1024x634.jpg)
Собственно, благодаря биржевому буму, последовавшему за вторжением японских сил в Маньчжурию в 1931 году, Аюкава и взял власть над «Производством Страны восходящего солнца», преобразовав разрозненные заводы в мощную дзайбацу Nissan.
И вот, в 1937 году создаётся промышленный агломерат «Маньчу Дзюкогё Кайхацу Йоко» («Маньчжурская корпорация развития тяжёлой промышленности»), и управление им доверяют Аюкаве. Он переносит штаб-квартиру «Промышленности Страны восходящего солнца» в столицу «Великой Маньчжурской империи» — город Синьцзин (нынешний Чанчунь). Интересно, рассказывали об этом работникам московского Завода имени Сталина, приехавшим в 1951 году возводить в Чанчуне китайский Первый автомобильный завод (FAW)?
![ÐÑиÑÑке ÐÑкава (6 ноÑбÑÑ 1880 â 13 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 1967) ÑÑеди пÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«ÐанÑÑжÑÑÑкой коÑпоÑаÑии ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÑжÑлой пÑомÑÑленноÑÑи» (в ÑенÑÑе, в ÑÑмном коÑÑÑме). Снимок Ñделан 10 окÑÑбÑÑ 1939 года. ÐÑиÑÑке ÐÑкава (6 ноÑбÑÑ 1880 â 13 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 1967) ÑÑеди пÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«ÐанÑÑжÑÑÑкой коÑпоÑаÑии ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑÑжÑлой пÑомÑÑленноÑÑи» (в ÑенÑÑе, в ÑÑмном коÑÑÑме). Снимок Ñделан 10 окÑÑбÑÑ 1939 года.](/images/main/kak-pervie-kitayskie-avtomobili-okazalis-yaponskimi-i-pochemu-ob-etom-seychas-ne-88cdef.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/11/13.-ayukawa_yoshisuke_10-oktya-1939-1.jpg)
Синьцзинь («Новая столица») привлёк Аюкаву наличием подъездных путей (бывшая Китайско-восточная железная дорога, близость портов). «Маньчжурская тяжёлая промышленность» занималась не только производством, но и эксплуатацией местных недр. Автомобильное отделение основали только в 1939 году. Хотя в Маньчжурии уже выпускали автомобили: с марта 1934 года небольшая фирма «Тонгэ» (Tonghe Automobile Industry Company) в городе Фэнтянь (ныне — Шэньян) влачила жалкое существование: армия заказывала меньше автомобилей, чем предполагалось!
![ЦенÑÑалÑнÑй вокзал СинÑÑÐ·Ð¸Ð½Ñ â ÑÑолиÑÑ Ð¼Ð°ÑионеÑоÑного гоÑÑдаÑÑÑва ÐанÑÑжоÑ-Ðо. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑо киÑайÑкий гоÑод ЧанÑÑнÑ. УгадÑваÑÑÑÑ ÑилÑÑÑÑ Ð°Ð²ÑобÑÑа на ÑаÑÑи Toyota меÑÑной ÑбоÑки, легковÑÑ
«ÑоÑдов» ÑпонÑкой ÑбоÑки, миниаÑÑÑного Datsun, полÑÑоÑки Ford ÑбоÑки ÑиÑÐ¼Ñ Hitachi, неÑколÑкиÑ
легковÑÑ
маÑин J.A.C., Nikko, Nissan. Ðа 1936 год в ÐанÑÑжÑÑии наÑÑиÑÑвалоÑÑ ÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 10 ÑÑÑÑÑ Ð°Ð²Ñомобилей. ЦенÑÑалÑнÑй вокзал СинÑÑÐ·Ð¸Ð½Ñ â ÑÑолиÑÑ Ð¼Ð°ÑионеÑоÑного гоÑÑдаÑÑÑва ÐанÑÑжоÑ-Ðо. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑо киÑайÑкий гоÑод ЧанÑÑнÑ. УгадÑваÑÑÑÑ ÑилÑÑÑÑ Ð°Ð²ÑобÑÑа на ÑаÑÑи Toyota меÑÑной ÑбоÑки, легковÑÑ
«ÑоÑдов» ÑпонÑкой ÑбоÑки, миниаÑÑÑного Datsun, полÑÑоÑки Ford ÑбоÑки ÑиÑÐ¼Ñ Hitachi, неÑколÑкиÑ
легковÑÑ
маÑин J.A.C., Nikko, Nissan. Ðа 1936 год в ÐанÑÑжÑÑии наÑÑиÑÑвалоÑÑ ÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 10 ÑÑÑÑÑ Ð°Ð²Ñомобилей.](/images/main/kak-pervie-kitayskie-avtomobili-okazalis-yaponskimi-i-pochemu-ob-etom-seychas-ne-85a645.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/11/01.-Sinczzin-vokzal-v-Manchzhou-go-nyne-CHanchun-1024x722.jpg)
Аюкава прибрал завод к рукам, переименовал в «Доува дзидося саньё», договорился с военными, и дела пошли. В планах Аюкавы было создание крупного завода, «восточного Детройта» в городе Андунь на границе с Кореей. Рядом с заводом находился порт, что открывало экспортные пути по всему миру. Подвела перемена общественного мнения в США: Форд, на чьи деньги и опыт рассчитывал Аюкава, ему отказал. Повлиял ли этот провал на отставку Аюкавы в феврале 1942 года, неизвестно. Скорее, причиной стали политические взгляды Аюкавы. Он выступал против союза с Германией, предлагал переселить в Маньчжурию изгоняемых из Европы евреев. Несмотря на это, после войны Аюкава 20 месяцев просидел в американской тюрьме по подозрению в военных преступлениях.
![СбоÑка гÑÑзовиков Toyota и пÑоизводÑÑво авÑобÑÑов на иÑ
ÑаÑÑи в ТÑнÑÑзине. СбоÑка гÑÑзовиков Toyota и пÑоизводÑÑво авÑобÑÑов на иÑ
ÑаÑÑи в ТÑнÑÑзине.](/images/main/kak-pervie-kitayskie-avtomobili-okazalis-yaponskimi-i-pochemu-ob-etom-seychas-ne-ea354a.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/11/14.-toyota-assembly-works-china.jpg)
«Тойота» прописалась прямо в Пекине, где завод «Бейжи дзидося кайся» (Пекинский автозавод) собирал 4‑тонные стандартизированные грузовики Toyota KB и строил автобусы на их шасси. Стандартизированные двухтонки Toyota GB собирали фирмы «Хокусё дзидося когё» в Тяньзине (с апреля 1938 года) и «Хуаджонг Тойота дзидося гайся» (с мая 1939 года). Интересно, что и самым первым в истории «Тойоты» экспортом стали 15 июля 1936 года четыре грузовика модели GA, отгруженные в Маньчжоу-Го!
![1936 год, погÑÑзка ÑаÑÑи гÑÑзовика Toyota G1 Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑпÑавки в ÐиÑай. ÐÑо ÑамÑй пеÑвÑй ÑкÑпоÑÑ Ð² иÑÑоÑии Toyota и оÑÑÑеÑÑвлÑлÑÑ Ð¾Ð½ Ð´Ð»Ñ ÑпонÑкиÑ
оккÑпаÑионнÑÑ
войÑк. 1936 год, погÑÑзка ÑаÑÑи гÑÑзовика Toyota G1 Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑпÑавки в ÐиÑай. ÐÑо ÑамÑй пеÑвÑй ÑкÑпоÑÑ Ð² иÑÑоÑии Toyota и оÑÑÑеÑÑвлÑлÑÑ Ð¾Ð½ Ð´Ð»Ñ ÑпонÑкиÑ
оккÑпаÑионнÑÑ
войÑк.](/images/main/kak-pervie-kitayskie-avtomobili-okazalis-yaponskimi-i-pochemu-ob-etom-seychas-ne-e4c5be.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/11/toyota_5511.jpg)
Машины, созданные по мерке Министерства торговли и промышленности, составляли основную часть автопарка японской императорской армии в период Второй мировой войны или Второй японо-китайской войны 1937–1945 годов (первую китайцы проиграли в 1933 году). Впрочем, в КНР события этих лет предпочитают называть национально-освободительной войной против японских захватчиков.
![СÑандаÑÑизиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑоÑка Toyota GB ÑпонÑкой аÑмии, Ñакие ÑобиÑали в киÑайÑком ТÑнÑдзине. СÑандаÑÑизиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑоÑка Toyota GB ÑпонÑкой аÑмии, Ñакие ÑобиÑали в киÑайÑком ТÑнÑдзине.](/images/main/kak-pervie-kitayskie-avtomobili-okazalis-yaponskimi-i-pochemu-ob-etom-seychas-ne-75e6c1.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/11/04.-toyota-gb-military-truck-soldiers-china-japanese-army-1024x694.jpg)
Вопрос, как называть исторические события, конечно — оффтопик. Однако, сегодня многие задумываются: с чего вдруг датой начала Второй мировой считается 1 сентября 1939 года? Разве в Юго-Восточной Азии к тому времени не полыхал пожар масштабной, охватившей несколько стран, войны? Согласитесь, современная историография несёт на себе отпечаток высокомерия, присущего всей западной цивилизации.
Денис Орлов, автомобильный историк
фото: архив автора, Toyota media site, ChinaCarHistory/Weibo
Что еще почитать:
От лошадей к автомобилям: как Вторая мировая война повлияла на японский автопром
Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР
Почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге
|
</> |