Радость потребления, или право первородства за чечевичную похлебку
uborshizzza — 05.12.2016В предыдущим посте я писала, что СССР развалился по 2-м причинам: из-за алчности партийно-хозяйственной элиты (плюс КГБшной верхушки) и из-за того, что не мог удовлетворить растущие потребительские запросы населения.
С элитой все понятно: на сегодня ситуация такова, что 1% населения завладел всей 85% собственности, являющейся большей частью бывшей общенародной собственности. Думаю, они сорвали банк, невиданный в истории человечества.
А вот как остальные 99%? Получили они свое потребление?
Как ни странно, получили. И пусть большинство получает суррогат настоящих продуктов, включая продукты культуры – все равно люди радуются уже самому разнообразию и отсутствию очередей. В очереди стоять скучно и унизительно, а бегать, высунув язык по десятку магазинов, или ехать за город в какую-нибудь «Мегу», чтобы купить дешевле - это нормально. Позвольте, но ведь времени уходит столько же, а сил, так и больше, но зато вокруг ярко, красиво, весело.
(ГУМ. Очередь за айфоном 7)
Чем дальше, тем больше люди со слезой в голосе рассказывают об «ужасах» СССР: они не могли быстро купить того и сего. Вот, вспомнили открытки на холодильники, на гарнитуры. Но разве это было так уж ужасно? Получили, например, на работе открытку, подошла очередь – вас известили, когда прийти в магазин – пришли и купили. Разве это было неудобно? Оказывается, очень. И помнят ту открытку, как кошмар и не хотят помнить тех товаров, что покупали без очереди. Например, в 60-е холодильники были по записи, а потом без очереди. Но последнее уже не важно. Или хотели какой-нибудь финский холодильник, а его трудно было купить – вот горе. Но он же дорогой был. Сегодня есть очень дорогие холодильники – так их же не расхватывают.
Более того, те, кто хорошо относятся к СССР, вспоминают, что у продуктов было лучше качество, или что у них в городе не было за какими-то продуктами очередей. Но почему вспоминают только это?
Разве, кроме проблем с потреблением, в СССР не было ничего другого? Никто, например, не вспоминает о своей работе, как там все было устроено. Не вспоминает, о чем говорили, о чем мечтали. Ну не о продуктах и текстиле же?
Получается, что это было неважно?
А мне жаль нас тех, какими мы были. Мы другим жили, о другом думали, дружнее были и добрее.
Сегодня вот у меня на работе собираются две подружки, которым за 60 и с придыханием и выпучиванием глазок рассказывают, как они ходили в выходные магазин. Одна объездила, по-моему, все магазины в поисках удовлетворяющей ее кухни, другая купила одну кофточку и присматривает другую. И так день за днем, неделя за неделей.
Не было раньше таких разговоров, ей богу. Ну, могли один раз поговорить, но не 200 с лишним дней в году. А им сами эти разговоры доставляют счастье – вы бы их видели в эти моменты.
Еще одна смотрит телеканал "Бум", штудирует бесплатные журналы типа "Бон Прикс" и заказывает себе вещи, которые ей привозит курьер с бесплатной доставкой. Товары все - пустячные, типа какой-нибудь хитрой пробки, потом и ненужные оказываются. Но ей очень приятно, что она может их получить.
Итак, потребитель потребляет все, на что у него хватает денег, и рад.
Но выиграли ли мы в глобальном плане? Мы совершили библейский обмен, поменяв первородство на чечевичную похлебку.
Такие обмены добром не заканчиваются.
Страна наша стала меньше и слабее, и положение ухудшается день ото дня. А потребительский рай рано или поздно закончится, и тогда выиграют жители более влиятельных и сильных стран.
Социализм вовсе не препятствие созданию потребительских товаров: посмотрите на Китай. Не стоило из-за желания покупать 250 видов одной и той же ерунды под разными названиями рушить страну и лишать себя безопасности.
Но пока народ этого еще не понял, и люди радуются.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
|
</> |