Сюрприз в Сухуми
vokintrop — 09.08.2010 Спустя два года после конфликта между Грузией и Россией президент Дмитрий Медведев появился в Сухуми, чтобы еще раз – уже в самой Абхазии – заявить о правильности принятого решения о признании независимости двух самопровозглашенных республик Северного Кавказа. Впрочем, то, как появился российский президент в Сухуми – неожиданно для СМИ, так, как иные политики появляются где-нибудь в Ираке – как раз позволяет задуматься о стратегических последствиях тогдашнего российского решения.Если бы президент России посещал с официальным визитом столицу страны, признанной многими государствами мира, если бы при этом Москва выстраивала собственный формат отношений с Тбилиси – тогда слова российского президента могли бы выглядеть куда убедительнее. Аналог – это, конечно же, Косово. Провозглашение независимости бывшей сербской автономии тоже выглядит достаточно сомнительным – однако за прошедшие годы косовскую независимость признали десятки государств мира. А Соединенные Штаты, бывшие фактическим инициатором провозглашения независимости края, сохранили собственные отношения с Сербией – как, впрочем, и многие европейские страны, также признавшие независимость Косово. Стоит ли напоминать, что отношения России с Грузией безнадежно испорчены?
Признание независимости Абхазии и Южной Осетии продемонстрировало трагическое одиночество России на постсоветском пространстве и в мире в целом. Напоминать, что независимость кавказских республик признали Венесуэла, Науру и Никарагуа – значит, еще раз констатировать факт этого одиночества. Совсем недавно Дмитрий Медведев с очевидной обидой говорил, что Александр Лукашенко обещал ему признать независимость Абхазии и Осетии – и не признал.
А разве только Лукашенко? Разве признал кто-то еще? Назарбаев? Янукович? Разве сделаны были из этого надлежащие – и достаточно простые выводы. Ведь признанию независимости Косово предшествовали серьезные консультации Соединенных Штатов с союзниками – так что еще до решения парламента в Приштине было известно, кто и как отреагирует. Не стоит спрашивать, предшествовали ли решению российского руководства хотя бы звонки в Минск и Астану и будут ли делаться такие звонки при принятии принципиальных решений в будущем.
У России нет союзников – только попутчики – еще и потому, что Москва и не хочет иметь союзников, только исполнителей. А время исполнителей ушло – и даже президенты в Сухуми и Цхинвали скорее притворяются ими, используя российские ресурсы и российскую поддержку для собственной легитимации или даже – как свидетельствует осетинский опыт – собственного благосостояния. И если геополитическая обстановка на Кавказе изменится, в России с удивлением обнаружат, что республики, ради признания которых она решилась на демонстрацию собственного одиночества, имеют собственые интересы и планы на будущее. И эти планы совершенно не обязательно будут совпадать с российскими.
www.k2kapital.com
|
</> |