Радиация, экстремальный холод и сбои в навигации: почему над Антарктидой нет

«Уважаемые пассажиры, наш полет проходит над Антарктидой», – велик ли шанс услышать такое объявление на борту воздушного судна? К сожалению для тех, кто мечтает полюбоваться шестым континентом из иллюминатора, сделать это во время регулярного гражданского рейса, скорее всего, не получится. И для этого есть целый список причин, где неблагоприятные погодные условия – лишь один из пунктов.

О том, почему риски превышают потенциальную пользу от полетов пассажирских авиалайнеров над самым южным материком планеты, рассказывает Михаил Тяглик, кандидат технических наук, доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ.

Первым делом безопасность
Формальных препятствий для пересечения воздушного пространства над Антарктидой гражданскими лайнерами нет – официальный запрет, введенный в 1959 году, действует лишь для военных самолетов. Однако при планировании регулярных рейсов на первое место выходит вопрос безопасности.
«На всем континенте есть только три взлетно-посадочные полосы, которые были построены для авиации, обеспечивающей деятельность научных и исследовательских экспедиций. Работают они нерегулярно – в зависимости от погоды. И в случае возникновения нештатной ситуации на борту совершить посадку будет весьма непросто», – отмечает Михаил Тяглик.
Даже если приземлиться удастся, то проблемой для пассажиров и экипажа станет экстремальный холод. Средняя температура в Антарктиде зимой составляет около минус 60, а летом – минус 30 °C. Ждать помощи в таких условиях без специальных средств обогрева просто невозможно.
«Кроме того, из-за истонченного озонового слоя в районе материка длительный полет над ним приведет к тому, что люди на борту получат повышенную дозу космической радиации. Регулярные перелеты по маршруту могут негативно отразиться на здоровье», – добавляет эксперт.

Испытание для техники
Суровый климат Антарктиды несет угрозу не только для людей, но и для техники. Экстремально низкие температуры создают сложные условия для работы двигателей, а высокая плотность воздуха приводит к преждевременному износу их элементов и увеличивает расход топлива. В конечном итоге полеты здесь становятся просто невыгодными.
«Также выполнению регулярных рейсов препятствуют зачастую нулевая видимость, монохромный белый пейзаж и проблемы с навигационными системами вблизи полюса из-за электромагнитных аномалий, наблюдающихся на материке», – рассказывает Михаил Тяглик.
Да и в целом, пересечение воздушного пространства над Антарктидой целесообразно лишь для небольшого количества маршрутов, где нет существенного пассажиропотока. В частности, это касается рейсов с юго-восточного побережья Южной Америки в сравнительно малонаселенную юго-западную часть Австралии и из Южной Африки в Новую Зеландию. Таким образом, риски, связанные с такими путешествиями, многократно перевешивают экономию времени. А это значит, что, по крайней мере в ближайшем будущем, Антарктида так и будет оставаться неохваченной территорией на мировой карте авиаперелетов.
источник
|
</> |