Радиация, экстремальный холод и сбои в навигации: почему над Антарктидой нет

топ 100 блогов nathoncharova12.03.2025
«Уважаемые пассажиры, наш полет проходит над Антарктидой», – велик ли шанс услышать такое объявление на борту воздушного судна? К сожалению для тех, кто мечтает полюбоваться шестым континентом из иллюминатора, сделать это во время регулярного гражданского рейса, скорее всего, не получится. И для этого есть целый список причин, где неблагоприятные погодные условия – лишь один из пунктов.
Радиация, экстремальный холод и сбои в навигации: почему над Антарктидой нет
О том, почему риски превышают потенциальную пользу от полетов пассажирских авиалайнеров над самым южным материком планеты, рассказывает Михаил Тяглик, кандидат технических наук, доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ.
Радиация, экстремальный холод и сбои в навигации: почему над Антарктидой нет
Первым делом безопасность
Формальных препятствий для пересечения воздушного пространства над Антарктидой гражданскими лайнерами нет – официальный запрет, введенный в 1959 году, действует лишь для военных самолетов. Однако при планировании регулярных рейсов на первое место выходит вопрос безопасности.

«На всем континенте есть только три взлетно-посадочные полосы, которые были построены для авиации, обеспечивающей деятельность научных и исследовательских экспедиций. Работают они нерегулярно – в зависимости от погоды. И в случае возникновения нештатной ситуации на борту совершить посадку будет весьма непросто», – отмечает Михаил Тяглик.
Даже если приземлиться удастся, то проблемой для пассажиров и экипажа станет экстремальный холод. Средняя температура в Антарктиде зимой составляет около минус 60, а летом – минус 30 °C. Ждать помощи в таких условиях без специальных средств обогрева просто невозможно.

«Кроме того, из-за истонченного озонового слоя в районе материка длительный полет над ним приведет к тому, что люди на борту получат повышенную дозу космической радиации. Регулярные перелеты по маршруту могут негативно отразиться на здоровье», – добавляет эксперт.
Радиация, экстремальный холод и сбои в навигации: почему над Антарктидой нет
Испытание для техники
Суровый климат Антарктиды несет угрозу не только для людей, но и для техники. Экстремально низкие температуры создают сложные условия для работы двигателей, а высокая плотность воздуха приводит к преждевременному износу их элементов и увеличивает расход топлива. В конечном итоге полеты здесь становятся просто невыгодными.

«Также выполнению регулярных рейсов препятствуют зачастую нулевая видимость, монохромный белый пейзаж и проблемы с навигационными системами вблизи полюса из-за электромагнитных аномалий, наблюдающихся на материке», – рассказывает Михаил Тяглик.

Да и в целом, пересечение воздушного пространства над Антарктидой целесообразно лишь для небольшого количества маршрутов, где нет существенного пассажиропотока. В частности, это касается рейсов с юго-восточного побережья Южной Америки в сравнительно малонаселенную юго-западную часть Австралии и из Южной Африки в Новую Зеландию. Таким образом, риски, связанные с такими путешествиями, многократно перевешивают экономию времени. А это значит, что, по крайней мере в ближайшем будущем, Антарктида так и будет оставаться неохваченной территорией на мировой карте авиаперелетов.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Напольные унитазы пока популярнее и распространённее подвесных, но у последних есть ряд преимуществ. Выбор подвесных унитазов с инсталляцией велик, многие производители предлагают подобные модели. Сайт RMNT расскажет, как выбрать подвесной вариант сантехники. ...
Сегодня, когда вопросы экологии стоят особенно остро, во многих странах люди уже пересели из своих автомобилей на велосипед. В России, Белоруссии и некоторых других странах популярность этого вида транспорта с каждым годом увеличивается. Приобрести в магазине его можно по различным ...
Чорос-Гуркин Григорий Иванович. Озеро горных духов. 1910 г. ...
4 годика. Дня 4 назад забрали из сада "со звездой во лбу" размером 3х4 и красной полосой по средине. Деть в норме, синяк проходит. Не приходим к общему мнению по дальнейшему развитию событий. На эмоциях сложно адекватно оценить.Не думала, что буду описывать подобный вопрос..ну что ж.. ...
Иногда сказать «нет» - неудобно, негуманно, непрофессионально… да что угодно, но «нет» так просто не скажешь. Один раз не скажешь, а второй уже надо бы. Но «нет» больше не принимается, и на твоей шее уже кто-то плотно закрепился . Твоё «да» воспринимается как данность, ты уже не усл ...