Ради нескольких строчек в газете!..
Сообщество «Политика» — 27.06.2013Где ты, безмятежная моя юность?..У меня она действительно была безмятежная, не в том смысле, что хорошо жилось, а в том, что я не задумывался о своем будущем, и вплоть до окончания школы так и не решил – кем быть? Чего мне хочется?.. Мне хотелось всего. «Все работы хороши, выбирай на вкус!» И я выбирал. И, наконец, остановился на журналистике. Хотя, тогдашние журналисты мне совсем не нравились, да и то, что они писали, тоже. А писали они, в основном, как мы тогда выражались – про колхоз, да про навоз!.. Хотя, надо признать, писали мастерски, профессионально, подходили к работе ответственно, уважали читателя.
Так вот, «заболел» я журналистикой. Мы в те годы выписывали
газету «Известия», я прочитывал ее «от корки и до корки», знал всех
авторов, особенно – международников, мог отличить каждого по
почерку, по манере выражать свои мысли. А еще был в те годы журнал
такой, толстый, «Журналист» назывался. Интереснейший был журнал! Я
покупал его в киосках и зачитывал до дыр. Принимал участие в
конкурсах, которые нередко объявляла редакция, не понимая по
наивности цену этим конкурсам.
Казалось бы – чего проще? Нравится – поступай на факультет
журналистики и учись, становись журналистом. Увы, тогда все это
было не так-то просто, все было обставлено такими условностями!..
Например, при подаче документов требовалось предъявить не менее
двух публикаций в периодической печати. Да и на экзаменах надо было
явить какие никакие знания, тогда Интернета не было, неоткуда было
скачивать рефераты.
Это сегодня я понимаю, что опубликоваться в те годы было
проще пареной репы, не в пример времени нынешнему. Но я никак не
мог найти тему для публикации. Я жил, сгорая, это обо мне сказал
поэт: «Мы живем, под собою не чуя страны!» Где уж там было писать
про колхоз, да про навоз! Мне бы репортаж с передовой на
какой-нибудь войне, или антарктической экспедиции, или что-нибудь
из «будничной» работы уголовного розыска!.. Репортаж с петлей на
шее!
Сегодня писать есть о чем, никто не ограничивает. И поступить
на факультет журналистики значительно проще. Один из авторов
«Прозы» преподает на этом факультете, так поражается, что
абитуриенты элементарно русского языка не знают, где уж тут
говорить о литературных способностях! И это – будущие
журналисты!
Когда-то я учился на курсах шоферов, и водитель-инструктор
говорил нам так: водители подразделяются на три категории - ездок,
ездюк и пиз… звездюк. Мне иногда кажется, что подобная
классификация очень уместна и в отношении журналистов. Есть
журналисты, есть щелкоперы, и есть журналюги.
Журналист- это человек, который подходит к своей работе с
полной ответственностью, материалы перед публикацией проверяет и
перепроверяет, выражается понятно для читателя, без этих экивоков и
вычурных фраз, называемых в просторечии словоблудием. Уважает
читателя, одним словом. Для настоящего журналиста вопросы
профессиональной этики, «честь мундира» - далеко не пустые
слова.
Есть категория щелкоперов. Это те, кто мастерски владеет
пером, умеет построить короткую и емкую фразу, выразить в ней
законченную мысль, но строчит материалы, особенно-то не
задумываясь, о чем они, не интересуясь темой, не собирая материал,
не работая над содержанием. Как написал, так и написал, сойдет.
«Пипл схавает!» Он живет по принципу: «Наше дело прокукарекать, а
там – хоть не рассветай!». Для щелкопера характерно презрение к
читателю, презрение к своей работе, вечная неудовлетворенность, но
не та, которая заставляет покорять новые вершины профессионального
мастерства, а та, которая вынуждает брюзжать на весь мир и искать
понимания у пивного ларька. Все вокруг для щелкопера дураки и
дебилы, среди которых вынужден существовать он, с его тонкой
творческой натурой, не понятой серой толпой. Хотя, ничего дельного
он так и не написал, и никогда не напишет. Классическим образчиком
такого щелкопера можно считать Довлатова, подвизавшегося одно время
в газете «Советская Эстония» (!). Вот уж щелкопер был, так
щелкопер!
Особняком стоят журналюги – самая поганая, самая
отвратительная категория тружеников пера и микрофона. Гиены пера,
виртуозы фарса, шакалы ротационных машин – это не про них! Они
гораздо более убоги! Как правило, малообразованные, малокультурные
и невежественные, зато пронырливые, циничные и наглые. Они в
буквальном смысле «шарятся по помойкам», выискивая жареные факты,
нагнетая страсти, и готовы оплевывать всех и вся. Для них главное –
сенсация, главное, выскочить вперед всех, помелькать на экране,
засветиться на страницах печатных СМИ. Ради этого они готовы
прилюдно испражняться и совокупляться, плясать на могилах не только
чужих, но также и своих предков. Главное – обратить на себя
внимание. Ведь внимание – это рейтинг, а, следовательно, и
деньги!
Журналюги обитают в основном на телевидении. Там быстрее
можно попасться на глаза, заявить о себе, показать себя. Материалы,
которые они предлагают зрителю, весьма убогие, высосанные из
пальца, а зачастую и позаимствованные у других, более
поворотливых.
Убогий умственный багаж журналюги если и способен к чему, так
это исключительно к подражанию, никакого творческого начала у них
нет. Вот, вышел один из них с авторской программой, в которой он,
рассказывая о чем-нибудь, одевается в робу своего героя, хватается
за ржавый трос, подставляет плечо, или берется за лопату – и вышел
удачно, получил премию. И мгновенно эти программы стали плодиться
на всех каналах, как тараканы: все стали рассказывать, например, о
пожарных, надев на себя негнущуюся робу, или о работе водителя,
сидя в кабине и дергая за баранку.
Читал я как-то в бесплатной газете «Наш район» (или «Твой
район») статейку, нечто вроде репортажа, под названием: «Скорая
просит помощи». Все та же достаточно избитая тема о
взаимоотношениях водителей на дороге, о неуважении к
спецтранспорту, в частности, к «Скорой». Дескать, она опаздывает,
потому что мы не пропускаем ее на дорогах. Мы!
Меня эта статья задела, я влез в форум газеты и задал вопрос:
уточните, пожалуйста – как можно «пропустить «Скорую»? Например,
едете вы в среднем ряду, слева плотный поток транспорта, справа
такой же поток, а сзади вас идет «Скорая» с включенными мигалками и
сиреной. И как ее пропустить?.. Я бы и рад, но как? Свернуть влево
– столкнетесь с рядом идущей машиной, вправо – то же. И как
пропустить?
Если уж беретесь писать на такие темы, так хоть изучите
вопрос, вникните во все тонкости, оцените дорожную обстановку!..
Редакция не нашлась, что ответить, и ограничилась обыкновенной
демагогией и словоблудием, вроде «Бу-га-га!», да вот еще «сам
дурак»!
Другой телеведущий получил премию «Тэффи» за то, что применял
необычный прием начала информационной программы на телевидении: в
первые секунды начала эфира он якобы что-то записывал,
спохватывался буквально в самом начале и начинал обзор новостей –
тут же этот прием подхватили и растиражировали другие
журналюги.
А вот еще был случай: рассказывал один из маститых, как
начинался его путь в журналистике. Он ехал в поезде, и нечаянно
рассыпал фотографии, сделанные им же, а рядом сидел, как оказалось
потом, известный труженик пера, он заинтересовался фотографиями,
ну, и пошло: пригласили в редакцию, дали первое задание… Тут же все
стали рассыпать фотографии, машинописные тексты с какими-то
лиловыми статейками. А ну – заметят?
Для журналюги нет выше авторитета, чем заокеанские коллеги.
Увидели наши журналюги сюжет об одном американце, свободном
художнике, который имеет профессиональную камеру, ходит по улицам и
снимает интересные сюжеты. Когда его приглашают на пожар, он,
прежде всего, интересуется – есть ли трупы. И если трупов нет, то
не поедет. Он считает, что зрителю пожар без трупов неинтересен.
Он, журналюга, решает – что интересно зрителю!
Соответственно, так же стали поступать и наши журналюги: нет
трупа, нет и сюжета, это никому не интересно!
Журналюга любит всех поучать. Собираются, например, в
каком-нибудь дискуссионном клубе на телевидении несколько человек,
и журналюга в том числе, и рассуждают на тему: как нам обустроить
Россию?.. Как, например, навести порядок на улицах городов, как
призвать к порядку перевозчиков на «маршрутках», а то уж больно
много аварий с их участием. Этот вопрос давно назрел, давно
беспокоит администрацию города, но никто не может его решить. Вот
уже третий градоначальник озаботился его решением, но…
Ответ на это вопрос знает журналюга. Он вообще знает ответы
на все вопросы, его трудно поставить в тупик. Он лезет вперед, на
экраны телевидения, на первые полосы газет, на радио, и
глубокомысленно заявляет, что надо, по его мнению, вместо десяти
маршруток пустить два больших автобуса. Конечно, журналюге
невдомек, что там, где маленькие маршрутки будут делать по
шесть-восемь рейсов, большой автобус сделает один или два, иначе
его эксплуатация станет убыточной. Следовательно, время ожидания на
стоянке увеличится в разы. Но где уж ему заглядывать так
далеко!
Он убежден, что «в этой стране» работает он один, один он
занят делом, остальные – тупицы и бездельники. Крутятся целыми
днями на своих машинах и мешают ему выполнять его «профессиональные
обязанности». То, что эти бездельники, покупая машины, стимулируют
автопром, стимулируют производство ГСМ, и в конечном итоге
стимулируют экономику страны, об этом он не думает. Чтобы это
понять, надо иметь хотя бы одну извилину в голове.
Или вот, советует один такой умник: пустить грузовой
транспорт в центр города в ночное время. Пусть, мол, подвозят
товары в магазины, разгружаются, вывозят мусор – ночью, чтобы не
мешали ему ездить и парковаться. То, что грузовики будут мешать
отдыху людей, журнал югу беспокоит мало, ведь он живет за городом в
коттедже, там грузовик не ездят.
И какую тему ни возьмите – везде-то он специалист, все-то он
знает! Инженер человеческих душ!
Журналюга - великий мастер создавать панику. «Представители
МИД России выясняю, нет ли в разбившемся автобусе российских
граждан» - таинственно сообщает он в своей статейке, и счастлив,
когда может сказать: граждане России среди погибших есть! То, что
после его недомолвок и полунамеков десяток-другой читателей и
зрителей слегли с сердечным приступом, что кого-то увезли прямо на
погост – это для журналюги неинтересно, это его не волнует.
Сенсация - прежде всего.
Помню один случай: когда-то давно, еще в советские времена, в
одном кубанском селе пьяный тракторист выпалил несколько раз в
белый свет из двустволки, и кому-то даже попал в мягкие места.
Буквально на следующий день радио «Голос Америки» сообщило: «В
таком-то селе состоялся массовый расстрел мирного населения».
Рассуждали заокеанские журналюги просто: был ли в действительности
расстрел, или не было – никто проверять не будет, а за жареные
факты неплохо заплатят. Да и лишний раз плюнуть в Советскую Россию
– дорогого стоит.
Похоже, и наши труженики пера взяли на вооружение опыт
заокеанских коллег. Вот, сообщает один: «На юго-западе Москвы
состоялась массовая драка молодежи». Правда, потом выясняется, что
повздорили два подростка, и один другому хлестанул пару раз по
роже. Но кто будет проверять, как там было на самом дел?.. А
страстей уже нагнали! И население ходит по Москве, втянув головы в
плечи и опасливо оглядываясь по сторонам: массовые
драки!
В советской прессе такого и быть не могло. Тогда материалы,
как уже говорилось, проверялись и перепроверялись, тогда учитывали
все: реакцию читателей, последствия от публикации, моральный, а
зачастую и физический вред, наносимый публикацией. Сегодня, увы,
эти факторы отбросили, как ненужную шелуху. И журналюг в советской
прессе не было. Щелкоперы встречались, журналюг не было!
Они появились с крушением Союза, с крушением советской
идеологии, советской школы журналистики, надо признать – лучшей
школы в мире! Появились, и мгновенно вытеснили своими убогими и
примитивными материалами настоящих мастеров пера. Все их творчество
располагается ниже пояса, на уровне гениталий, юмор плоский,
сенсации дутые и зачастую не стоят выеденного яйца. Однако они
нахраписто продвигают свои материалы, навязывая нам свое ущербное
мировоззрение и откровенную пошлятину, которую высокомерно именуют
«общечеловеческими ценностями».
Достаточно посмотреть заголовки на информационных лентах.
«Бизнесмену подарили голую Собчак» - спешит поделиться со всем
миром подсмотренным в замочную скважину журналюга. «Татьяна
Веденеева снова свободна» - прыгает от радости по интернетовским
страницам другой журналюга! Татьяна Веденеева, которой далеко за…
снова свободна! Наверное, все завидные и не очень женихи России тут
же и выстроятся в очередь?.. «Несчастья в семье Анны Ковальчук» -
смакует чужую беду другой работник клавиатуры. «Муж убил известную
актрису!» - как будто известную актрису убивать нельзя.
Малоизвестных можно, известных – нельзя?
Обратите внимание – как резко уменьшилось количество читающих
прессу, и как, соответственно, упали тиражи некогда массовых и
популярных периодических изданий. В вагоне метро, или в автобусе,
или в электричке вы редко увидите человека с газетой или журналом.
Ну, разве что кто-то бегло просматривает рекламу и объявления в
бесплатных газетах. А в основном, все сидят, уткнувшись в мобильные
телефоны. Читать в газетах и журналах нечего!.. То есть,
почитать–то есть что, и темы достаточно интересные встречаются, но
вот изложение их оставляет желать лучшего. Впрочем, чего еще
ожидать от журналюги?
Они развились в особую касту, их эгоизм не знает
границ!
Самое удивительное, чему я никак не могу найти объяснения,
это то, что вырастили этих журналюг действительно талантливые,
настоящие профессионалы, великие, я бы сказал, журналисты: Эдуард
Сагалаев, Анатолий Лысенко, Олег Попцов и другие.
Вот это-то и странно!
|
</> |