Рационализация и карго-культ европейства
dr_piliulkin — 16.11.2015Не очень хотел касаться этой темы, но френдлента принесла
интересный диалог. Ну... как диалог. Один человек высказал свое
мнение, другой вежливо ответил, спора и драки нет - ну и слава
Богу.
Собственно говоря, вот сам разговор: "Париж
в этом отношении стал страшнейшим актом надругательства над
европейской цивилизацией. Этот город - символ красоты, любви,
искусства."
Не буду скрывать, что мне ближе мнение уважаемого
Твинкэта.
Но интересна и та попытка рационализации, которую, в меру сил
грамотно (все-таки психолог) провел Дмитрий Рутков.
Давайте-ка спокойно попробуем разобраться в этих вопросах. Только
без воплей и оскорблений, мы не на майдане. :)
Итак:
1. Должны ли граждане страны А сочувствовать гражданам страны Б,
подвергшейся террористической атаке?
На мой взгляд - да, очевидно должны. Даже если это страна воюющая с
тобой - все равно должны, если гибнут не негативно настроенные к
нам политики, не военные, не активисты враждебных организаций. И
даже в СССР воюещем с фашистской Германией правильно и честно было
бы посочувствовать гражданским лицам, погибшим при бомбардировках
Дрездена или Франкфурта. Некомбатанты - не враги. Женщины, дети -
не враги. Это норма даже не просто цивилизованного общества, даже
не христианская - это человеческое. Не хочешь перестать быть
человеком - не веселись при обрушении башен Торгового Центра или
при терактах в Париже.
А в случае России и Франции - мы все-таки от враждебности,
настоящей, далеки. Несмотря на Наполеона, "Мистрали" и прочие факты
истории. Ибо хватало и других фактов истории - дружественных. Да и
вообще - тут психолог Рутков прав, Париж - город-символ, он
принадлежит не только французам, он принадлежит всему миру.
2. Должны ли граждане страны А погружаться в траур по гражданам
страны Б, подвергшейся террористической атаке?
А вот тут сложнее, ребята. Куда сложнее. И дело тут, опять же, не в
непоставленных "Мистралях", которые нынче бы нам ох как пригодились
в Средиземном море, и не в паршивых карикатуристах из французского
журнальчика.
В мире непрерывно происходят теракты. Людей непрерывно убивают. И
не в катастрофах (тут как раз Рутков пытается подменить понятия), а
в терактах и на войне. Разбомбленный по ошибке госпиталь в
Афганистане - тоже теракт трагедия и невинные
жертвы. Наш упавший самолет - очень вероятно, что теракт. Восток
украинских территорий горит в огне, люди гибнут каждый день -
близкие нам люди... Да и явных терактов в нашей недавней истории
хватает.
Это прозвучит цинично и жёстко, но человек не способен на
непрерывный траур и на постоянное сочувствие. Сопереживать долго
невозможно. У врачей и полицейских вырабатывается профессиональный
цинизм. Обыватели используют другие механизмы психологической
защиты. "Какой кошмар, но это далеко..." "Ужас, но это незнакомые
мне люди..." В общем - не обязаны были французы заливаться слезами,
когда погиб наш самолет. Не надо требовать от них лишнего.
А в чем же дело, когда граждане страны А начинают ярко и
демонстративно сопереживать стране Б, хотя недавние ужасы в других
странах (да и в своей собственной) их так не задевали? Откуда все
эти крашеные аватарки, флажки на сайтах, свечки на подоконниках,
слезы в комментах?
Тут можно выделить несколько ситуаций. Позволю себе назвать две
основные:
1. Страна Б - это твой идеал. Мысленно ты считаешь ее страной, где
хочешь жить. Ты хочешь туда уехать. Ты хочешь ходить по этим
улицам, жить этой жизнью. Теракт в стране Б - удар тебе под дых.
Отдаляет тебя от мечты, оскверняет ее. Пусть это всего лишь мечта -
но можно быть безнадежно влюбленным в актрису и искренне страдать,
узнав, что ее гнусно бросил подлый жиголо. Идеал оскорбили! Теракт
в своей стране тебя не смущает, ты к ней относишься с
пренебережением, "тут вам не Париж". В своей стране ты "временно".
И эмигрировать намерен не в Афганистан, конечно...
Это самый высокоморальный случай, на мой взгляд. Честный.
Единственное что удивляет - что заставляет людей так страдать, живя
в нелюбимой стране. Границы открыты, вперед и с песней.
2. Граждане страны Б - это твой идеал. Ты считаешь их высшей расой,
куда более достойной сочувствия. Они не заслужили таких
неприятностей. Страдать по погибшим афганцам и сирийцам? По жителям
Новороссии и русским туристам? Глупо. То ли дело французы... В
общем - некоторые животные более равны, чем другие. Ты свинья, но
мечтаешь стать пастушьей собакой и править овцами, как в старом
детском фильме.
Вот этот случай мне кажется более интересным. И тут дело
даже не в том, откуда взялось это самоуничижение - ясное дело,
откуда. Причины есть и обоснованные фактами, и привнесенные извне
пропагандой.
Другое дело - что заставляет взрослых разумных людей рвать на
голове волосы и страдать на публику по людям, которых они не знали
и которые жили в городе где они никогда жить не станут?
А это карго-культ заставляет. Только в современной версии. Не
самолет из соломы строим, чтобы белые боги тушенки привезли. А к
скорби белых людей приобщаемся, чтобы те заметили и оценили: "Ух
ты, да они же наши, такие же европейцы, как мы раньше не
замечали!"
И вот это смешно, братцы. Все вот это смешно: "Лично
для меня Париж значит очень много. Я там был, пусть и совсем
недолго, проездом, и снова хочу там оказаться. Я узнавал Париж по
книгам..."
Проблемы индейцев шерифа не тревожат, как известно. Хотите быть
европейцами - переезжайте жить в Европу. И вот когда вы примете для
себя все хорошее и плохое, что там есть, проникнитесь, избавитесь
от русскости (конечно, всякие смешные фольклорные глупости вам
дозволено будет оставить - самовар на столе, гречневая каша,
калинка-малинка), вот тогда сработает. А показушная скорбь от
людей, которые узнав про разбившийся самолет процедили что-нибудь
про быдло, отдыхающее в Египте или вообще зевнули и пошли чай пить
- это не сработает.
Самолет из соломы не сработал и глицериновые слезы тоже не
помогут.
И даже если натрете глаза луком, или напряжете слезные железы и
выдавите слезы искренние и чистые, как у младенца - тоже не
сработает.
Потому что не только проблемы индейцев не тревожат шерифа, ему и
обожание их пофиг, и сочувствие - тоже.
|
</> |