Рабочий и Колхозница

В первый день весны после удачных утренних путешествий под землю, мы с товарищем кушали в городе, как меня отвлек звонок телефона.
-Поехали на «Рабочего и Колхозницу»! – зовет меня Глеб.
-Ээээээ…
-Ну поехали на разведку просто!
-Эээ.. Ну давай, я дожую щас еду, и поедем. – говорю. – В 5 давай там у памятника и встретимся.
-ОК!
В назначенный срок мы с друзьями уже ходили вокруг забора и изучали территорию, прилегающую к памятнику.
-Ну смотри, территория просматривается, везде КПП, охрана патрулирует территорию. – бормочет Саня. – Мы не попадем.
- На Федерации и ГС тоже охрана и тоже патрулируется, и ничего. Давай забор обойдем.
Тут меня догоняет Глеб:
-Мы ведь не полезем, да? Мы ведь просто на разведку пришли?
-На разведку, говоришь... Какого хрена ты меня сюда притащил? Я считаю, стоит попробовать.
-Что ты делаешь?
-Иду вдоль забора, ищу залаз. Следы. Смотри, когда сюда последний раз лазили, вокруг сугробы по колено были. Если ребята не телепортировались, в чем я сомневаюсь, то лезли через забор. Должны остаться следы. Смотри – тут они топтались у забора и думали, стоит ли тут перелезать.
-Ага, - добавляет Саня. – А на территории следов нет. Место просматривается. Идем дальше.
Идем. Вижу небольшую тропинку, которая пересекает забор.
-Ага! А тут они прыгали! Лезем!
Вот мы на территории, осторожно идем к монументу.
-Глеб, ты знаешь, где тут вход?- спрашиваю.
-Неа, я тут не был.
-Окей, я тогда дерну вооот эту дверь.
-Но она же закрыта!
-Я наивный чукотский мальчик. Пойду и дерну. – настаиваю я.
Дверь дергается и открывается.
-Welcome, уважаемые дамы и господа! Не орать, ногами не топать, не разделяться. Ищем лестницу – и наверх.
Лестница найдена, и мы оказываемся наверху, прямо между ног у фигур.
1

Посмотрите, мы тут, наверху, изучаем великолепную статую, которая является символом СССР, неофициальным, конечно. Её всегда показывают на заставке фильмов, снятых киностудией «Мосфильм». Статуя построена в 1937м году по замыслу Б. Иофана, архитектора известного Дома на Набережной.
2

А вообще, она была создана для украшения советского павильона для Всемирной парижской выставки. Иофан изначально намеревался делать скульптуру из дюралюминия. Он задумывал композицию летящей и светлой, но не предполагал использование блестящего металла. Но впоследствии он решил использовать нержавеющую хромоникелевую сталь, которая будет соединена сваркой. Ради эксперимента выбили голову скульптуры «Давид» Микеланджело, но голова никому не понравилась.
3

Поэтому, Иофан думал дальше. А потом, ему в голову пришла идея. Парень и девушка – рабочий и колхозница, хозяева страны (рабочие и крестьянство). Они высоко поднимают над головами эмблему страны – серп и молот. Вот как-то так. Потом эта идея стала очень популярной в советской архитектуре, и такие плакатные позы часто использовали при создании декоративных скульптур.
4

В 1936, летом объявили закрытый конкурс на статую. Да уж, кого попало тогда не приглашали для таких грандиозных проектов. В конкурсе участвовали В.А. Андреев, М.Г. Манизер, В.И. Мухина, И.Д. Шадр. Им дали очень мало времени для подготовки проекта – три месяца где-то.
Работа Веры Мухиной над эскизом проходила неприятно и мучительно. Ну конечно – приходили к ней всякие руководители, изучали эскизы, и каждому что-то не нравится. Вот, например, им не понравился шарф. Поэтому архитектору пришлось делать три варианта эскиза: с одиночным шарфом, с раздвоенным, и вообще без него. Наконец, Мухина написала вышестоящему руководству, что при таких условиях проект в назначенные сроки ни за что не удастся выполнить, потому что все время приходится что-то переделывать. Поэтому проект приняли. Но не тут-то было. Молотову шарф не понравился. И вот, наконец-то спросили мнение самой Веры Игнатьевны. Она сообщила, что модель без шарфа никуда не годится. Молотов подумал, и сказал: «ну что ж, поверим автору». И наконец-то приняли модель с легким шарфом.
5

А еще, фигуры на статуе изначально должны быть голой, но госкомиссия такую публичную эротику не одобрила и попросила «одеть фигуры». А представляете, стояли бы у нас на ВВЦ голый мужик с девушкой (ну в трусах, я думаю).
6

И вот началась работа – напряженная и трудная. Сначала сделали маленькую копию размером 1/15 от натуральной величины, а потом её увеличили и сделали стальной на заводе ЦНИИМАШ. Но там делали только детали статуи, и позже осуществлялась её полная сборка. А каркас скульптуры сделали на заводе «Стальмост». Каркас этот является клепаной конструкцией, состоящей из толстых листов мелоуглеродной стали. Он весит где-то 48 тонн. И такую махину на заводе сделали очень-очень быстро – всего лишь за 3 недели.
7

А обшивку вешали на основу с помощью промежуточного каркаса. Каркас был сделан из углового железа, и состоял из небольших ферм. Оболочку сначала обдули песком и снаружи и изнутри, а потом каркас покрасили суриком. А щас немного цифр, кому интересно. Для создания оболочки потратили восемь с половиной тонн нержавеющей стали, а на промежуточный каркас – пятнадцать тонн стали. И для инженеров такая работа была в новинку.
8

Трудной была работа над развевающимся шарфом. Он был размера около 30 метров и весил пять с половиной тонн, и должен был держаться по горизонтали без всякой опоры. Вот такая задача. Но и её решили инженеры, которые рассчитали специальную форму шарфа, которая надежно удерживала его в пространстве.
9

И таки они закончили. В полный рост высота её до конца серпа – 23, 5 метров, длина руки рабочего – 8,5 метров, высота головы – больше двух метров. Вот такая махина.
10

Есть еще довольно забавный случай в истории строительства статуи. На инженеров и на Мухину постоянно писали доносы, хотя их не рассматривали серьезно. Пустили слух, что в складках юбки колхозницы можно увидеть чье-то бородатое лицо. Атмосфера вокруг проекта накалялась. Молотов и Ворошилов долго ходили вокруг готовой статуи, и искали это самое лицо. Представляете себе! К облегчению обоих, лица они так и не нашли и обрадовались.
-Что хорошо, то хорошо, - сказал Молотов.
-Что Здорово, то здорово, - добавил Ворошилов.
В общем, не знаю, насколько правдива эта история, но информация о ней есть в разных источниках =)
11 На фото:
- А что это ты ему подошву облизываешь?
- Я не облизываю подошву, я смотрю в видеоискатель. И вообще, Глеб, убери свою башку из кадра!

Статую упаковали и повезли на поезде в Париж. На выставку. Уже в Париже при сборке не обошлось без приключений.
Собрали статую за одиннадцать дней, вместо двадцати пяти. Она понравилась всем – и союзникам и недоброжелателям. Но однажды, к нашему павильону подошел один из испанских рабочих из павильона республиканской Испании и сказал, что необходимо осмотреть лебедки монтажного крана. Осмотрели. Какая-то зараза подпилила один из тросов. Если бы начали работу лебедки, трос бы лопнул, и вся прекрасная статуя грохнулась бы в обломках.
12

Это было в мае 1937го. А в апреле на стройку немецкого павильона приехал немецкий же министр экономики, по фамилии Шахт. Он заметил, что наш павильон был выше немецкого. Такое безобразие он терпеть был не намерен, и приказал, чтобы немецкий строили дальше. И началась работа днем и ночью без отдыха. В общем, они подняли герб рейха – орла, держащего в когтях свастику, на уровень лиц Рабочего и Колхозницы. Но, не смотря на все это, наш павильон производил на всех гораздо более сильное впечатление, чем немецкая башня с орлом =)
13

А када выставка закончилась, все уехали. А нашу скульптуру французы захотели оставить себе. Даже деньги начали собирать, чтобы выкупить Рабочего и Колхозницу. Но советское правительство решительно отказало и забрала скульптуру назад, в Москву. И в 1938м году её поставили на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Кстати, Мухина хотела, чтобы Рабочий и Колхозница стояли над Москвой, на Ленинских Горах. Но сколько она ни писала официальные запросы (до самой сметри), так и осталась скульптура на ВВЦ. А осенью 2003го их разобрали на реставрацию, и поставили совсем недавно, точной даты не помню.
14 На фото: а вот так выглядит павильон внутри. Тупо бетонные стены.

И вот, мы тут, в самом интимном месте статуи. Камеры хорошей у меня тогда с собой не было, и я надеюсь, что вернусь туда сделать другие кадры, более раскрывающие скульптурный образ Рабочего и Колхозницы.
Для создания статьи использованы материалы:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6760/
http://www.archnadzor.ru/?p=423
З.Ы. Другого фотоаппарата с собой не было, поэтому все снималось на пластмассовую ломо-игрушку =)