пьяной самке богомола некому позвонить: "Инсектопедия" и "Зеркало сцены" в ГЭС-2

- а вернулся ради спектакля, который в рамках выставки делали режиссер Полина Кардымон, драматург Егор Зайцев, сценограф Анастасия Юдина, композитор Владимир Бочаров и видеохудожник Михаил Заиканов... или наоборот, выставка строилась под спектакль, неважно. Ну то есть, конечно, это в любом случае "перформативная инсталляция" уже номинально - однако и от такого формата ждешь чего-то более содержательного, осмысленного... В принципе отработала вся компания соавторов честно - мультижанровый перформанс на час с четвертью выдали по полной, от стендап-комеди до пластического этюда и от хорового пения на тексты связанные тем или иным мотивом с насекомыми (в ход идут апокалиптические пророчества священных книг, и не менее апокалиптичная «Конармия» Бабеля, а кстати, «На Волыни нет больше пчел» положено на музыку не впервые, Иван Кушнир для Максима Диденко сольный номер выдал, Василий Буткевич его исполнял в спектакле...) — и до бессловесных медитаций... Тема «номеров» единая - анекдоты про самку богомола, эксплуатирующие и одновременно ниспровергающие «стереотипы», ритуальные танцы сверчков, песня про пчел (не путать с "Мохнатый шмель на душистый хмель" - это шутка из репертуара Н.С.Михалкова здесь не в ходу) и т.д., но, к сожалению, вышло дежурное "сочинение на заданную тему", в отличие от вдохновенных "Коромыслей" той же Полины Кардымон, ее с командой единомышленников "Инсектопедия" ни про насекомых (если кто-то всерьез интересовался) ничего некоткрыла нового, ни в приложении законов их мира к проекциям на человеческие взаимоотношения.
Поднялся, чтоб два раза не вставать (вернее, три, хотя в прошлый раз не поднимался0 на выставку "Зеркало сцены", приехавшую из Челябинска, то есть сформированную в ГЭС-2 челябинскими кураторами на их местном материале... Она примерно такая же "дежурная" и "заданная", как "Инсектопедия", с той разницей, что посвящена не миру насекомых, а миру челябинского театра (масштаб этой разницы оценивается при непосредственном сравнении...). Программное полотно выставки - Александр Дейнека "На женском собрании", 1937 - советские работницы встречаются в фойе Челябинского театра оперы и балета, который зачастил в Москву с гастролями последние годы) из местного худ. музея; оттуда же - Николай Русаков "Курай. Колхоз "Красный Урал", 1934, тоже знакомый мне художник, я даже в прошлом году в Екатеринбурге попал на его ретроспективу -
- до кучи неведомый Василий Неясов "Освоение нового процесса"", 1953, кондовый соцреализм производственной тематики; чугунная скульптура Анатолия Суленева "Шашлычник" (как ни странно, аж 1974, если не шутят...) и "Групповой портрет актеров Челябинского кукольного театра" кисти некоего Павла Ходаева, 1979 (как ни странно, опять же, я неплохо по гастролям знаю нынешний репертуар Челябинского театра кукол... не сказал бы, что он вызывает во мне прилив энтузиазма... но в любом случае на холсте совсем другие люди из другого времени, чем те, что приезжают с выступлениями сейчас); попутно крутятся видеозаписи спектаклей Челябинского театра современного танца Ольги Поны (год от года все сильней разочаровывающего) и демонстрируется местного изготовления и такого же уровня контемпорари арт, но едва ли произведения в отдельности волновали кураторов, они высасывали из пальца некую концепцию, а потом гребли под нее всякое предметное наполнение - такой метод формирования выставок сегодня (за отсутствием возможностей международного, а чаще и просто межмузейного сотрудничества). становится основным даже для федеральных "грандов", а грозит стать единственным, хотя даже при таком раскладе на Дейнеку можно посмотреть под более интересным (как на выставке "Век спорта" в Третьяковке на худой конец) углом зрения.


















|
</> |