«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

топ 100 блогов pasha_popolam12.01.2023
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

«Journey into Fear» - третий проект по контракту Орсона Уэллса с RKO 1943 года выпуска. Фильм был поставлен по шпионскому роману Эмблера. Сценарий писали сам Уэллс и исполнитель главной роли Коттен, кроме того Уэллс осуществлял общее руководство и выступал в ключевой роли второго плана. Режиссером пригласили Нормана Фостера, но практически все роли исполняли актеры уэллсовского театра «Меркурий», а некоторые даже его простые сотрудники. Например роль нацистского киллера исполнил коммерческий директор, капитана грека – штатный сценарист, роли нашлись даже для личного секретаря, рекламщиков и шофера.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Фильм повествует нам о приключениях американского военного инженера в сфере артиллерии мистера Грэма, в Европе во время Второй мировой. Сей инженер со своей женой находится в командировке в Турции, с миссией по перевооружению турецкого флота. За ним ведет охоту германский агент Мюллер, с целью сорвать проект. Мюллер нанимает в Софии киллера Баната. Собственно со знакомства с предполагаемым киллером картина и начинается.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Дело происходит в Стамбуле. Перед нами темная мрачная комната, из раздолбанного граммофона звучит навязчивая песня, пластинку перманентно заедает. Толстый мужик в очках, с виду этим совершенно не напрягается, он одевается, вооружается пистолетом и выходит на улицу. Неприятный толстяк следит за отелем в который поселяется Грэм со своей женой.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Не успел американец подняться в номера как его перехватывает скользкий тип по фамилии Копейкин. Копейкин сотрудник компании, он хочет повести инженера с женой в ресторан.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Потом хитрый Копейкин уводит американца в ночной клуб, под предлогом обсудить дела. В клубе Копейкин явно чувствует себя своим, он общается с официантами на чистом русском языке. В числе прочего Копейкин знакомит инженера с танцорами в нелепых нарядах с нелепыми именами Жозетт и Гого Мартель.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Цель путешествия танцоров Батуми, американец тоже направляется туда, с целью возвращения в Америку, только он едет на поезде. Вот такие вот окольные пути во время войны.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Тут начинает выступать фокусник. Он увлекает американца в свой номер ассистентом. Они должны поменяться местами во время того как погаснет свет, но раздается выстрел и фокусник убит наповал. Слышны крики на чистом русском: «Убили человека!». Американца отводят прямиком к полковнику Хаки – начальнику тайной турецкой полиции.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Полковник раскрывает тупому американцу всю подоплеку событий, а так же знакомит его с фотографиями предполагаемых убийц и их именами. Хаки сажает американца на корабль до Батуми, даже не попрощавшись с женой и без багажа.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Корабль - это корыто перевозящее скот, а капитан грек крайне неопрятного вида, правда почему-то на корабле общаются по-русски. Копейкин вручает Грэму револьвер для самообороны. Тот прячет его под матрас в каюте и направляется подбивать клинья к Жозетт.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

До Трабзона было все окей. Потом на борт вперся Банат. Увидав Баната американец начал дико например истерить. Да что там истерить, он просто обосрался от страха, а по мере приближения судна к Батуми был уже в полуобморочном состоянии. Чувак правда попытался обратится к капитану за помощью, но тот только ржал как конь.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

По ходу дела, положение американца усугубляется. Его револьвер попятили, а на борту оказывается почти вся турецкая и немецкая разведка. Во всяком случае, лично Мюллер. Мюллер предлагает Грэму гуманный выход. Грэма не будут мочить, но он должен лечь в тифозную больницу в Батуми… на шесть месяцев.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Американец в панике. Турецкий агент хотел помочь, но его убивают. На борту еще был англичанин-социалист, но он смог дать Грэму только зонтик и перочинный ножик.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Наконец Грэм сходит в порту Батуми. Мюллер и Банат сажают его в автомобиль. По дороге пробивает колесо и Мюллер с водителем выходят его поменять. В этот момент на Грэма нисходит отчаянная храбрость.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Он втыкает перочинный ножик а руль, клаксон воет, Банат в шоке, Грэм прыгает за руль и врезается в какую-то контору. Грэм выбегает и скрывается, пробираясь через жуткие трущобы Батуми.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Он прибегает в отель и наконец встречается с женой, но тут его настигает Мюллер с Банатом. Доставили очень вежливые горничные говорящие на прекрасном литературном русском: «Спи спокойно товарищ».

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Финальная разборка происходит на карнизе при сильнейшей грозе. С одной стороны наступает Банат, с другой Мюллер. На помощь приходит полковник Хаки. «Стреляли!» - произносит бравый полковник и угандошивает Мюллера.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар
«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Очки Баната заливает дождь, но он палит наугад и валит полковника Хаки. У Баната заканчиваются патроны. Грэм, поймавший кураж подбирается к Банату, тот виснет на козырьке, козырек не выдерживает тушу и самый толстый киллер в истории кинематографа падает вниз и разбивается насмерть.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Фильм снимался зимой и весной 1942 года, по воспоминаниям Уэллс принимал прямое участие в съемках, вплоть до установки света. Потом он уехал в Бразилию снимать свой злосчастный «Все это правда». В конце марта отснятый материал переправили в Рио, где Уэллс произвел его предварительный монтаж, практически параллельно с «Великолепными Эмберсонами». К началу июня руководство RKO сменилось и все материалы обоих фильмов были изъяты и перемонтированы. Возможно поэтому Уэллс никогда не настаивал на своем авторстве «Путешествия в страх».

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Между тем фильм имел довольно хороший прокат и положительные отзывы. Многие его сцены до сих пор выглядят интересными. Например решение с патефоном и сейчас смотрится довольно жутко. Так что простим американцу его временное затмение перед немцами, тем более что турки им помогут.

«Путешествие в страх». Клюква в стиле нуар

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из дедулькиной саги 2012 году Евтихий Курочкин "От худого присловия... 14 июня, 2012 Кликали Евтихия Курочкина за глаза "сибирским валенком", в чём присутствует своя доля правды: такими русичи, по простоте своей, схожие с анекдотными чукчами, возможно, и были в веце так ...
18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА Хотя, конечно, кому-то кажется, что «минус один». «Святейший Патриарх Московский и всея Руси ...
Террористы активизировали свои попытки договориться с командованием АТО о возможности безоружного выхода из окружения, однако те, кто не желает мира, продолжают диверсионную деятельность, минируя стратегические объекты в Донбассе. Об этом сообщил спикер АТО Алексей Дмитрашковский. «П ...
О консервах «Дня консервной банки» в календаре нет – а, между тем, как раз 25 августа 1810 года Питеру Дюранду, торговцу с Хокстон-сквер, Миддлсекс, был выдан патент на метод «…сохранения животной пищи, растительной пищи и скоропортящихся товаров с помощью различных сосудов, ...
А ведь мне даже по поводу стилистики один знаток сказал, что теперь "ЛГ-стайл" уже устарел. Нынче надо писать по-новому, а как - до сих пор не уловил. Вспомнилось сегодня: "Поэзия должна быть глуповата". И публичные тексты, чтоб читались, должны быть глуповаты. Глуповатости каждый ...