«Пять легких пьес». Еще один «бунтарь» - подвид интеллигенция
pasha_popolam — 04.01.2023Из «бунтарей» в исполнении Николсона вообще можно выстраивать целую галерею. Начиная со второстепенных, из фильмов Раша «Псих-аут» и «Hells Angels On Wheels», снятых еще в 1967 году, а так же из «Головы» и конечно «Беспечного ездока», к которым напрямую приложил свою руку Рефелсон, до «Китайского квартала» и «Гнезда кукушки». Таким образом появление Николсона в главных ролях было уже запрограммированно, а уж в картинах Рефелсона тем более. Тут правда нужно отметить, что «Пять легких пьес» это отдельный разговор, идейное наполнение этого фильма не так просто как может показаться, оно вытекает из личности самого Рефелсона, а точнее ее трансформацией после 1969 года. От «Беспечного ездока» до «Пять легких пьес» всего два года и разлом образованный событиями на Сиело драйв 10050. Рефелсон был не маргинал и не укурок, он был представитель другого поколения и другой культурной среды, события конца 60х начала 70х, со стремительной деградацией контркультурного движения, не могли не вызвать у него серьезных вопросов. В этом контексте можно считать героя Николсона альтер-эго самого Рефелсона, а фильм отражением его личного восприятия времени. Таким образом, «Пять легких пьес» практически 100% интеллигентская рефлексия в американском варианте.
Джек Николсон представьте, профессиональный пианист – бунтарь. Он бросил свою музыкальную семью с Лонг-Айленда и теперь живет в калифорнийской мухосрани. Николсон работает на буровой, живет в трейлере с тупой официанткой и дружит с простым работягой с темным прошлым. Из развлечений: пиво, боулинг и шлюхи. До того момента как дружка повязали менты, действие картины повисает на точке тоски и безнадеги. Личность ГГ рисуется этаким циничным, потерявшим берега и утратившим цели бродягой. Он явно тяготится своим положением.
Потом Николсон решает вернуться домой. Фильм плавно переходит в роуд-муви, с зарисовками в виде забегаловок, паршивых отелей и чокнутых попутчиков. В эпизодах Николсон хамит и дебоширит – развлекается как может. Из этого должна вырисовываться раненая на вылет душа героя, который хочет чего-то «чистого и светлого», а чего и сам не знает. Поэтому он всех ненавидит и себя в первую очередь. Такая вот «калина красная» на просторах пенсильванщины.
Ну а когда чувак попадает в дом родной, наступает третья часть «марлезонского балета». Тут как я понимаю, зритель должен почувствовать от чего собственно Николсон сбежал. И мы видим конечно «ужасающую картину» закостеневшего в своем лицемерии высшее общество. Там просто «кошмар-кошмар», все с постными лицами сидят за общим столом с приборами и не имеют даже возможности закинуть ноги на стол. В общем Николсон разочарован, даже перепихон со снохой не радует. Наверное придется «бунтарю» отправится на Аляску, может там он найдет избавление от «запаха тлена и грязи».
Таким образом если говорить о метафоре фильма, то это «утреннее похмелье после бурной вечеринки». Веселые 60е закончились, наступили жесткие 70е. И форма картины полностью подчинена этому содержанию. Вялотекущее действие, депрессивные планы, отсутствие внятного сюжета. Если рассматривать фильм как развлечение, то оно мягко говоря довольно спорное. Но как отражение «момента времени» «Пять легких пьес» один из самых выразительных фильмов эпохи. В этом смысле Рефелсон был одним из первых реально почувствовавших смену «цвета времени», возможно даже быстрее чем Корман. Ну а чуть позже и Хоппер с его «Средь ясного неба».