Путь от героизации ВМС до предателей оказался очень коротким - интервью с

топ 100 блогов diana_mihailova28.04.2018

Путь от героизации ВМС до предателей оказался очень коротким - интервью с

29 апреля украинские Военно-морские силы будут праздновать 100-летие поднятия украинских флагов на кораблях Черноморского флота и Севастопольской крепости. Во всех частях ВМС одновременно поднимут государственные и военно-морские флаги. Накануне этих событий 112.ua пообщался с командующим ВМС Украины в 2014–2016 гг. вице-адмиралом Сергеем Гайдуком

Во время аннексии Россией Крыма и после предательства военного командования в марте 2014 г. ему поручают возглавить ВМСУ. Он же выводил украинских моряков с аннексированного полуострова. После пребывания более двух лет на должности его отстранили (в частности, из-за скандальной петиции волонтеров). В обращении к президенту речь шла о бездействии Гайдука как командующего, о сотрудничестве с РФ и отказе подписывать договоры по международному сотрудничеству. Против него было открыто 2 уголовных производства, в частности и о государственной измене. Однако уже через несколько месяцев прокуратура выдала два постановления о том, что ни один факт, который был изложен в волонтерской петиции, не соответствует действительности.

Вице-адмирал уволился из рядов Вооруженных сил в конце прошлого года, занимается общественной деятельностью, возглавил Ассоциацию ветеранов ВМС Украины.

***

Начну с тезиса, который услышала во время прошлого своего интервью, что "во время аннексии Военно-морские силы Украины в Крыму принесли себя в жертву, для того чтобы Украина успела собрать всю свою военную мощь". Как вы считаете?

События в Крыму являются одной из очередных трагических страниц нашего государства и национального флота. Крым – это не военная, а политическая проблема, которая возникла еще со времен "старта" независимости. Мы Крым теряли шаг за шагом: отсутствием своевременных политических и управленческих решений, "закрыванием" глаз на проблемы, которые "лежали на поверхности". Этим и воспользовалась РФ.

На начало аннексии Украина так и не смогла "переломить" русскую идеологию Крыма. Мы проиграли борьбу за людей, которые проживали в Крыму, мы проиграли в информационном пространстве, а точнее, даже и не делали попыток выиграть. Власти Крыма и Севастополя, несмотря на киевские назначения, было пророссийски настроены. Фундаментом этого были долгие годы попыток Российской Федерации восстановить российский статус Крыма и Севастополя. И неудивительно, что в Крыму в течение ноября 2013 – февраля 2014 происходила консолидация пророссийских сил, организовывались отряды "самообороны", создавалась политическая и организационная инфраструктура для оккупации полуострова.

Наши действия, которые были в Крыму в марте 2014, дали возможность "постмайдановскому" руководству понять и адекватно оценить ситуацию вокруг страны, принять соответствующие решения. Цена была слишком велика – целостность и независимость Украины. То, что нам удалось создать месячный задел, это, безусловно, большая заслуга. Это не жертвенность ВМС, это последовательность шагов более высокого уровня. И тот протест, который был предоставлен российской аннексии в Крыму, дал возможность перегруппировать войска с западного направления на восточный. Согласно концепциям того времени, "враг" у нас был на западе, а на востоке был "друг, старший брат, товарищ", но в 2014 оказалось все с точностью до наоборот. Вы понимаете, что такое переместить группировки войск с запада на восток государства, сколько это эшелонов и колонн с техникой и людьми, сколько проблем с тыловым и техническим обеспечением? Плюс время, чтобы сделать определенные политические шаги в направлении международного сообщества для того, чтобы привлечь внимание к возможной полномасштабной агрессии по отношению к Украине. Поэтому у нас была одна задача: мы должны были дать возможность принять те единственные правильные решения, которые позволили бы не потерять Украину и не расколоть ее на куски, как это было в планах страны-агрессора.

То есть тогда уже было понятно, что войска из континентальной Украины не пойдут к вам на юг, а отправятся на восток?

В начале марта было проведено крупное военное учение "Весенний гром", на фоне которого и осуществлялась передислокация. Часть войск перемещалась к Крымскому перешейку, а часть – на восток нашего государства.

После заявления Путина о возможности передачи украинских кораблей украинская сторона утверждает, что техника в плохом состоянии, поскольку ее все эти годы разбирали на запчасти, и что получать этот металлолом невыгодно. Российская сторона тоже не выбирает выражения и говорит, что эти корабли уже были условным металлоломом до 2014. Так в каком же состоянии были те судна, которые остались в Крыму?

Комментируя вопрос относительно состояния "крымского" вооружения и военной техники, а это и корабли, и суда обеспечения, и самолеты, и вертолеты, и береговая техника, нельзя говорить однозначно – металлолом или не металлолом. Их состояние на то время можно оценить одним из показателей – финансирование восстановления и поддержания технической готовности. До аннексии мы имели системную проблему недофинансирования – в среднем средства выделялись в размере до 15% от потребности. Это был фурор, когда в один из годов флот получил около 30% от потребности на восстановление и поддержание технической готовности. Поэтому говорить о том, что там все было в идеальном состоянии и готово к боевому применению, не приходится.

После раздела Черноморского флота в 1993 мы получили 140 вымпелов: боевых кораблей, катеров, судов обеспечения. За период независимости было списано на металлолом 65, а достроили по проектам бывшего Советского Союза всего лишь 5. Дальше еще интереснее: около 70% вооружения и военной техники на этих кораблях - российского производства.

Взять, например, корвет "Тернополь". Это крайний корвет, который достраивался более десяти лет на "Кузнице на Рыбацком" в Киеве, а затем еще 4 года его вводили в боевой состав. А как вы думаете, морские технологии за такой промежуток времени продвинулись вперед? С другой стороны, если на него посмотреть, он вроде и "не старый" как для корабля, но главные двигатели, дизель-генераторы – это "Русский дизель". То есть вся движущая сила и энергетика корабля – российская, я уже не говорю о вооружении. Вы понимаете, что такое снять с корабля главные двигатели и поставить новые? Лучше новый корабль построить. Закладывалась проблематика кооперации со "старшим братом" еще во времена СССР, поэтому сейчас в вопросах судостроения надо очень серьезно думать о поиске путей импортозамещения.

А что касается этого заявления, то я очень далек от надежд, что техника из Крыма вернется хотя бы в том состоянии, в котором она была в 2014 году.

Вы слушали записи беседы советника Путина и депутата Госдумы Затулина, которые были обнародованы в Оболонском суде по делу о госизмене Виктора Януковича? ("Пленки Глазьева" - телефонные разговоры советника президента РФ Глазьева, якобы записанные украинской разведкой с обсуждением подробностей операции по захвату Крыма и персоналий, вовлеченных в эту операцию). Знали ли вы, что все это происходит подпольно и настолько организованно: собрание митингов, подкупы, свои люди в ведомствах? Услышали что-то шокирующее для себя?

И все это видели и все об этих процессах знали. Только решений не было. Крым жил "своей жизнью". Неужели кто-то не видел, как системно закладывалась граница раздора между военными в Крыму. Посмотрите на социальную и идеологическую стороны военной среды того времени – антиподы "легендарный русский моряк" и "украинский морской нищий". Мы не раз обращали внимание руководства государства и вооруженных сил, что не может быть такого дисбаланса, разницы в денежном и социальном обеспечении.

Разве кто-то не видел, каким образом избиралась и назначалась крымская и севастопольская власть? Взять хотя бы Верховную Раду АР Крым: 99 человек, а сколько из них имели проукраинские взгляды? Если не ошибаюсь, там было только 4 депутата от Курултая и 3 внефракционных, все остальные – с "русской весной" в голове. Если подробнее изучить протоколы сессий Севастопольского городского совета относительно выделения земельных участков для строительства жилья для военнослужащих ЧФ и ВМС Украины, вы будете шокированы: ВМС - на окружной дороге, а ЧФ – на участках, прилегающих к морской акватории. И таких примеров пошагового формирования негативного имиджа Украины в Крыму очень много.

Откуда появилась фраза "сдали Крым без единого выстрела"? Почему, по вашему мнению, в СМИ не так много информации о том, что огонь все-таки открывали?

На мой взгляд, для деконсолидации нации периодически распространяются вбросы и попытки втягивания в дискуссию типа "без единого выстрела", "почему матрос не стрелял", "военные моряки сдали Крым" и так далее. И на суде "о госизмене", и в своих публичных выступлениях я говорил и продолжаю говорить, что не могу согласиться с такими заявлениями. Они не соответствуют действительности, а более того, являются вредными для нашего общества. Аргументов и примеров достаточное количество, чтобы разбить эту бредятину. Только большой десантный корабль "Константин Ольшанский" для борьбы с боевыми пловцами и быстроходными катерами использовал более 1 500 гранат. В ситуации, которая была в Крыму, мы четко понимали, имея в виду руководство флота, что если бы и проводилась операция по применению вооруженных сил, то без группировки с континентальной Украины, то есть самостоятельно, и она не могла быть проведена. На тот период, например, когда я принял управление флотом, по приказу предателей была уничтожена система скрытого управления войсками, а управлять с мобильного телефона или по скайпу – это утопия. Поэтому и до многих тактических командиров информация доводилась с ограничениями.

С учетом того, что около 80% военнослужащих контрактной службы были крымчанами, то для них родина заканчивалась пределами административной границы полуострова. И вы хотите сказать мне о каком-то патриотизме, о какой-то самоотдаче, самопожертвовании ради независимой Украины? А добавьте к этому системные информационно-психологические акции с российской стороны против родных и близких этих военнослужащих и против них самих, меры по введению в заблуждение.

Что говорить о контрактниках, если "сломалось" и предало все руководство 36-й бригады во главе с командиром и его заместителями. Из 2,5 тыс. вышло на континентальную Украину лишь 122 человека. Экипаж "Константина Ольшанского" на период штурма 24 марта насчитывал вместе с командиром аж 20 человек. Вот вам и нестандартная ситуация. Чуть позже планирую написать книгу о событиях 2014-го в Крыму в форме воспоминаний. Но это планы на будущее.

А вот насчет "глашатаев", которые кричат о "предательстве", "сдали без выстрела Крым", то это люди, которых используют в качестве "винтиков" информационной войны страны-агрессора против Украины. Мое большое удивление, что этот путь от героизации ВМС до предателей оказался очень коротким, и общество почему-то с удовольствием верит в эту "желтизну", верит в надуманную сенсацию, в какие-то нелепые вещи.

После скандальной петиции волонтеров на вас было открыто два уголовных производства…

Одно из них было за государственную измену.

Однако есть постановления прокуратуры, что нарушений не выявлено?

На мой взгляд, эту ситуацию надо рассматривать не в плоскости конфликта командования ВМС с волонтерскими организациями, как это было представлено в СМИ. Реально этого конфликта не было. Еще со времен Крыма волонтеры нам помогали, и мы им за это благодарны. Волонтерами же в этой ситуации фактически манипулировали и использовали в этой грязной игре те, кто не заинтересован в развитии национального флота. Обидно, что журналисты, которые подхватили волну негативной информации по флоту, в своих публикациях пользовались непроверенными фактами, а зачастую эмоциями.

Совместная комиссия МОУ и ГШ еще в 2016 проверила так называемые проблемные вопросы по представлению волонтеров, и подтверждения их информация не нашла. И что? Где сенсации? Почему вывод этой комиссии не попал к журналистам? Почему его не обнародовали?

Кроме того, в том же 2016 выходят одно и второе постановление прокуратуры, где сделан вывод, что ни один факт, изложенный в прессе и в петиции президенту, не соответствует действительности. И на основании этого уголовные производства отменяются.

Поэтому проблема моего увольнения более глубокая и заключается в расхождении взглядов на развитие национального флота между командованием ВМС и высшим военным руководством. Манипуляций вокруг флота, в том числе и распространение теории "москитного флота", было много. Но я настаивал и продолжаю настаивать на завершении проектирования и строительстве первого национального корвета "Владимир Великий", потому что от этого зависит судьба других современных проектов боевых кораблей и катеров национального флота.

Но я все равно спрошу, потому что не нашла вашего комментария по этому поводу. Одним из пунктов в петиции было указано, что "в 2015 Гайдук отказался подписать запрос послу Канады о предоставлении безвозмездной помощи в виде водолазного оборудования для Очаковского спецназа на сумму 30 млн. долл. Из-за этого поставка оборудования для наших военных не состоялась". Это правда?

Это не соответствует действительности. Договор с Канадой о поставке водолазного оборудования и подготовку водолазов к его эксплуатации – это уровень межгосударственного соглашения. Кто мне, как командующему того периода, дал такие полномочия – разработчика, подписанта и получателя этого оборудования? Этот непрофессиональный посыл, и кроме смеха от несуразности ситуации – без комментариев. Ну найдите в функционале командующего права и обязанности относительно подписания международных соглашений? Задача командующего в этой ситуации – отобрать 10-15 человек с профессиональными знаниями, по состоянию водолазного здоровья, со знанием английского языка и отправить их на обучение. Но такого соглашения не было. Те, кто понимают ситуацию, понимают ее абсурдность и несостоятельность.

За два года вашей каденции чем вы можете похвастаться? В той же петиции вас критиковали за бездеятельность, низкий авторитет среди военнослужащих и т. д. Вы можете сказать: "Я сделал это и это"?

После аннексии Крыма по решению руководства государства началась передислокация военных частей, учреждений и организаций в другие регионы Украины. При Генштабе была создана оперативная группа ВМС, которая взяла на себя все бремя планирования, организации и координации действий по передислокации личного состава, вооружения и техники. Состояние, в котором оказались ВМС после аннексии Крыма, было крайне критическим. Поэтому наряду с выполнением боевых задач основные усилия были сосредоточены на восстановлении их боеспособности.

Очень много времени занимало размещение военнослужащих и членов их семей, решение тех или иных социальных проблем. Оперативно разворачивали пункты приема личного состава и в Киеве, и в Одессе, и в Николаеве, куда военнослужащие могли обратиться, и потом мы уже распределяли их по гарнизонам. Уже начинал полыхать восток нашего государства. И мы понимали, что приморское направление будет нашим в той ситуации.

Второе направление, которое касается людей, – это образовательная деятельность. Очень много было скептиков, которые не верили в то, что процесс подготовки флотских кадров может продолжиться без остановки, но мы это сделали. Фактически это был подвиг совместной деятельности: за три месяца мы отремонтировали и к 1 сентября подготовили военно-морской лицей для продолжения обучения. Академию ВМС начинали с факультета, а сейчас уже военно-морской институт. Надеюсь, со временем это уже будет полноценная академия. Мы понимали, что если мы только остановим этот процесс, то уже через 5 лет флот не получит специалистов.

Процесс передислокации техники из Крыма мы начали в апреле и остановили 16 июня 2014. Это и корабли, и авиация, и береговая техника. Эшелоны, трафик, загрузки и разгрузки, переходы и буксировки, восстановление технической готовности. Психологическое давление на личный состав, который выполнял эти задачи в Крыму. Вы бы в этой ситуации говорили о каких-то реформах, о каком-то развитии, когда есть реальные вещи, реальные задания, которые надо выполнять? К сожалению, обо всем этом забывается очень быстро. Вы забыли о 2014-2015 гг, об "Одесской, Николаевской, Бессарабской народных республиках"?

Этим занимался командующий ВМС?

Да. А еще перекрытием границы с Приднестровской молдавской республикой, когда там была угроза открытия второго фронта и нам пришлось выполнять эти задачи совместно с батальонами территориальной обороны, которые после Приднестровской границы пошли выполнять задание на восток нашего государства.

Параллельно с процессом вывода техники из Крыма шла подготовка подразделений к выполнению задач на приморском направлении района АТО. Еще с 2014 они стали костяком при обороне Мариуполя. Поэтому я и задаю вопрос тем, кто кричал "зрада": а было время в тот момент говорить о стандартах НАТО, реформировании и развитии, когда все решения были сосредоточены на одном, более важном задании. Я уже не говорю о восстановлении технической готовности тех кораблей и судов, береговой техники, которая была передислоцирована из Крыма и которая фактически была разграблена, а ее надо было восстановить.

Поспрашивайте у моряков экипажей кораблей, сколько они провели в 2014-15 гг. в морях? Более полугода. Есть разная плоскость задач, разное видение приоритетов выполнения этих задач. В этой ситуации нужны были воля, выдержка, решительность и стратегия видение конечного результата. Где-то приходилось решать вопросы и через "не могу".

Судя по заявлениям нынешнего командования ВМС, Украина может взять курс на построение москитного флота. Можете объяснить свою позицию, почему вы против такой политики?

Действительно, существует такой вариант построения флота. Этот путь прошли некоторые страны Ближнего Востока и Азии. Но у нас есть и другие примеры построения флотов, в том числе стран Черноморского бассейна – Турции, Румынии и Болгарии, в которых "москитный флот" является составной частью ВМС.

Теорию, которую разгоняют в медиа, это зарытая взрывчатка, которая приведет к дисбалансу флота. А за дисбалансом стоят люди. И это уже ощущается. Сейчас на флоте осталось мало людей, которые хоть мало-мальски имеют представление о подводных силах, береговых ракетно-артиллерийских войсках. А что такое подготовить профессионального подводника или ракетчика, если сейчас мы говорим только о москитном флоте и не говорим, что в перспективе на флоте появятся и подводные лодки, и ракетные комплексы? Если мы говорим о надводных силах, то сравнить катер москитного флота, который на волне 3 балла уже не будет способен выполнять задачи, и большой корабль, который способен и по автономности, и по вооружению выполнить задачу более эффективно.

Давайте забудем о морской авиации и будем говорить только о москитном флоте. Мы за времена независимости Украины не получили для морской авиации ни одного нового самолета и вертолета! Сейчас летчики наши исчерпывают тот технический ресурс, который мы получили после раздела ЧФ СССР. Современные войны – это в первую очередь воздушные и ракетные удары, а дальше уже наземные или морские операции.

Как можно выполнять задания подразделениями морской пехоты, если на флоте нет десантных кораблей? Главная задача морской пехоты – не воевать в качестве сухопутных подразделений, а морским, воздушным и иным способом захватить плацдарм, который даст возможность на этот плацдарм высадить сухопутные войска, которые далее будут проводить определенные действия на театре военных действий. Украине нужна национальная морская политика, а вместе с ней и морская идея, а не рекламирование москитного флота как политико-бизнесового проекта.

У вас есть видение, что должно быть прописано в этой морской доктрине?

Морская доктрина уже написана. Проработка ее была определена еще в 2015 году указом президента "О стратегии национальной безопасности". Тут всплывает магическая цифра ТРИ: в мае 18-го года будет три года, как требования этого указа не выполнены, хотя в нем четко прописано, что в течение трех месяцев Кабмин должен обработать и выдать новую морскую доктрину Украины. Морской доктрины нет. Она где-то бродит по кабинетам. Кто-нибудь понес за это ответственность? Как всегда, крайних нет. То есть у нас выдаются документы уровня президента, которые можно не выполнять. Это – анормально.

У нас морская доктрина есть 2009 года. Она действует до 2035 года. Почему возникла необходимость ее переиздания? Потому что она начинается с формулировки рисков, вызовов, угроз с морского направления. В 2009 году, когда мы прописывали эту доктрину, мы знали, что будет аннексия Крыма? Мы знали, что Донецкая область, которая прилегает к азовской акватории, будет частью временно оккупированной территории?

Что вы знаете об отстранении заместителя командующего ВМС Романа Гладкого, ведь вы были знакомы?

Гладкого я знаю еще с лейтенантов, в Румынии я ему вручал погоны старшего лейтенанта на борту корвета "Луцк". Что можно сказать по этой ситуации? Насколько мне известно, до запрета соцсети "ВКонтакте" его дочь и жена собственноручно выкладывали информацию о соревнованиях по плаванию, где дочка уже после аннексии Крыма выступала за севастопольскую команду в Санкт-Петербурге. Тогда возникает вопрос к контролирующим органам и к тем, кто подписывал приказ о его назначении.

Подождите, но у вас была похожая ситуация.

Пожалуй, трудно найти в Украине человека, у которого нет родственников или близких в РФ. Мы столетиями жили в этой кооперации и непросто взять ее и разорвать. Поэтому здесь нужен взвешенный подход.

Вы считаете, что Гладкого отстранили именно за это?

Я считаю, что нельзя проводить параллели: если у тебя какие-то родственники в России, то ты потенциальный предатель или агент ФСБ. Если он государственный изменник, это должно быть доказано и его должны наказать. Если он, например, воровал горючее или выстраивал коррупционные схемы по краже топлива, это уже совсем другая статья, которая тоже должна быть доказана и дело передано в суд.

И из самых свежих новостей. Было заявление, что Мининфраструктуры Украины будет просить СНБО запретить вход российским судам во внутренние водные пути Украины. Это касается судозаходов в закрытые морские порты АР Крым и Севастополя. Это означает, что российские суда до этого дня не имели такого запрета? Что это даст?

Если проанализировать нормативно-правовую базу отношений между Украиной и Россией, возникает вопрос: как можно обеспечить целостность и государственный суверенитет, если существует проблема юридического оформления границ между двумя государствами. Что касается морской границы, то ни делимитация, ни демаркация государственной границы в Керченском проливе и в Азовском море не определены. И поэтому здесь вступает в силу международное морское право, где прописаны определения, что такое исключительная морская экономическая зона, территориальные и внутренние воды.(Конвенция ООН по морскому праву была подписана в 1982 году и вступила в действие в 1994 году. Она устанавливает разделение морского пространства между государствами и регулирует нормы о внутренних водах, открытом море, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе и т. п. Конвенцию ратифицировали 159 стран, в частности Украина и Россия. 18 февраля 2018 года стало известно, что Украина подала иск против России в Постоянный арбитражный суд в Гааге по Конвенции ООН по морскому праву).

Я понимаю подоплеку в ситуации, о которой вы спрашиваете. Это задержание в порту "Южный" судна "Си Бриз". Оно имеет общего российского судовладельца с судном "Печора", которое уже четыре года выбирает песок в Каркинитском заливе, и этот песок в том числе идет на строительство Керченского моста. Судно "Си Бриз" арестовали как компенсацию за многомиллионные убытки из-за добычи песка, экологическую катастрофу в Каркинитском заливе, а это нарушение фауны и флоры в украинской морской акватории.

Поэтому подобные заявления – это попытка правового урегулирования вопросов, связанных с нарушениями в морской экономической зоне, а также с заходами судов в закрытые порты в Крыму (их пять). Но я еще раз повторюсь, именно отсутствие системной морской политики в Украине компенсируется такими точечными решениями.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это небольшое уширение на остановках. Благая цель - сделать движение для ...
КОНГРЕССМЕНЫ ОБВИНЯЮТ РОССИЮ В ФИНАНСИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В США Тень русской зеленой угрозы мешает американской экономике получать и продавать дешевые углеводороды, подозревают в Вашингтоне 29 июня 2017 года Председатель Комитета по науке, космосу и технологии Палаты ...
В этом году какой-то обвал зацеперов. Лезут на вагоны, на крыши электричек. Не щидя ни себя, ни окружающих. Но электричество, сука, бессердечная штука и очень не любит, когда с ним шутят. Вот результат: (с) фото: http://lifenews.ru/news/158296 Да, это трагедия для родителей. Их ре ...
     "Привычка многих американцев при любом удобном случае класть ноги на стол, стул воспринимается обычно как развязность, бесцеремонность и признак плохого воспитания. Но, оказывается, таким образом американцы, сами того не зная, ...
Продолжаем обзор интересных геополитических тем, но на этот раз нас интересует Восток. Дальний Восток. В этом регионе происходят тектонические сдвиги, которые нас не могут не радовать. Кстати, у российских СМИ присутствует какой-то нездоровый перекос в плане внимания к тому, что ...