Пулеметный сюрприз


Ровно 110 лет назад, 1 апреля 1915 года французский авиатор Ролан Гарро удачно пошутил над немецкими летчиками, сбив на своем одноместном аэроплане "Моран-Параслоль" германский двухместный разведчик "Альбатрос". Вероятно, экипаж этого "Альбатроса" был в шоке, увидев, что пулемет на французской машине стреляет прямо сквозь вращающийся винт, но почему-то не разбивает его в щепки. Впрочем, удивление длилось недолго, пока сбитый самолет не врезался в землю.
А дело было в том, что на лопастях винта самолета Гарро стояло его изобретение — специальные призмы-отсекатели из высокопрочной стали, которые отбрасывали в сторону попадавшие в них пули. Это новшество, впервые примененное в "день смеха", ознаменовало появление нового класса летающих боевых машин. Позже их назвали истребителями.
На своем "Моране" с отсекателями Гарро успел сбить еще два вражеских самолета, пока его самого не подбили огнем с земли, заставив совершить вынужденную посадку за линией фронта. После этого он на три года отправился в лагерь для военнопленных, а немцы узнали тайну неуязвимости его пропеллера. Однако они не стали копировать довольно примитивную французскую технологию, а разработали более совершенную — пулеметный синхронизатор, то есть, устройство, препятствующее выстрелу в тот момент, когда лопасть винта пересекает линию полета пули.
Первый истребитель Фоккера с синхронным пулеметом был продемонстрирован высшему военному руководству Германии уже 23 мая 1915 года, а начиная с июня такие машины стали поступать на западный фронт, лишив французов их короткой монополии на истребители. Однако это уже другая история.
На заставке — первый в мире истребитель Ролана Гарро, сделанный на базе "Морана-Парасоля".

А это сам Гарро. Сложно представить, что этот скромный на вид парень, похожий на мелкого чиновника, продавца или официанта, обладал удивительным упорством и отвагой. В 1918 году он с пятой (!) попытки бежал из плена, добился зачисления в истребительную эскадрилью, одержал еще одну воздушную победу и незадолго до конца войны погиб в неравном бою против семи германских аэропланов.

Носовая часть "Морана" Гарро. На снимке хорошо виден пулемет "Гочкисс" и винт с отсекателями пуль.

Немецкое фото сломанного пропеллера, снятого с самолета Гарро.

Истребитель "Моран N" (он же "Моран-Монокок"), вооруженный "Гочкиссом" и оборудованный отсекателями Гарро. В 1915 году во Франции было построено 49 таких машин.
|
</> |