Публикация 15 декабря. Два марксиста в советском лагере
maysuryan — 16.12.2022 К годовщине. Два марксиста в советском лагереНиже публикуется интервью с бывшим политзаключённым Фридрихом Филипповичем Анаденко, жителем Киева. Читатели настоящего блога немного уже знакомы с Фредом и его взглядами. Подробнее с ними можно ознакомиться в его блоге.
А речь пойдёт о довольно редком явлении 70-х годов — марксисте-диссиденте Алексее Борисовиче Разлацком (1935–1989), с которым Фред Анаденко был лично знаком по заключению. Другой товарищ Разлацкого по лагерю Михаил Прокопов вспоминал: «Многих его (Разлацкого) появление на зоне удивило. Да, марксисты сидели и раньше, сидят и сейчас, но это были разные неортодоксы, или, как окрестили бы их в начале 20-го века, оппортунисты и ревизионисты. А тут, на взгляд многих, ортодокс, да ещё почитающий Маркса, Ленина, Сталина и Мао Цзедуна. Конечно, возникало недоумение: за что посадили? У некоторых перемешанное со злорадством — вот, мол, марксисты марксиста упекли!». Арест Разлацкого состоялся 15 декабря 1981 года, так что сегодня как раз исполняется годовщина.
ВОПРОС. Расскажите, Фред, поподробнее, о Вашем лагерном знакомстве с Алексеем Разлацким? Как оно состоялось, в каком лагере, в котором году?
Фред АНАДЕНКО. Мы познакомились в 1982 году, в лагере для особо опасных государственных преступников. Находился лагерь в Мордовии, в посёлке Барашево Теньгушевского района, лагерь 385. Наша зона была пятёрочка, строгого режима, предпоследнего по строгости. Всего там было 120 заключённых, которые делились на три группы. Самая большая масса — человек 80 — сидела, как они себя называли, «за войну», это были бандеровцы и пленные, которые пошли служить полицаями, участвовали в расстрелах и т.д. Вторая по численности группа — политзэки, их было — прибыл-убыл — около 35. И третья — шпионы, но не иностранцы, для которых имелся отдельный лагерь, а исключительно советские граждане. На зоне все мы были одинаково серые. Серые куртки, серые штаны, серые зэковские шапочки, кепочки с козырьком, которые традиционно назывались «пидарки». А если снять шапочку — одинаково безобразно стриженные наголо. Отличали нас нагрудные бирки с фамилией. Ну, и некоторые малозаметные детали.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|
</> |