Псков. Мирожский монастырь
architectstyle — 05.08.2022Не секрет, что каждая новая поездка в одни и те же места привносит что-то новое. Так когда-то, гуляя вдоль р. Великой, мы почти ничего не успели посмотреть на Завеличской стороне, только приметили издалека и в список поставили для ближайшего рассмотрения. Теперь пришло время осмотреть примеченное вблизи. Один из таких объектов - Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь.
Вид от Покровской башни на р. Великую и Завеличский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
Оказалось, что вид на монастырь открыт взору только от реки, а с противоположной стороны и внутри комплекса постройки полностью закрываются деревьями, но мы всё-таки постараемся что-то рассмотреть. На территории находится две церкви, колокольня, братский корпус (XVIII- XIX вв.), настоятельский корпус (XVIII- XIX вв.), бывшее братское кладбище, Святые врата.
Основана обитель в 1156 году на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи. Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Не имея крепостных стен, монастырь часто оказывался легкой добычей врагов, шедших на Псков. При каждом вражеском набеге он становился первой жертвой, ибо неприятель, прежде всего, бросался на беззащитные посады и окраины.
Так в 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л.А. Творогов связывал «Послание Есифа к детям» и считал его заказчиком псковского списка «Слова о полку Игореве». В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В период Ливонской войны ожидая прихода Стефана Батория летом 1581 года, псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе на Завеличье, из расположенных в них церквей вывести в город все имущество. Заняв Завеличье, Стефан Баторий поставил у Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Кроме того, Мирожская обитель не раз служила временной квартирой московской рати, приходившей на помощь Пскову в 1463 и 1471, а также новгородской в 1474 году.
Первоначальный облик монастыря неизвестен. Скорее всего, с начала ХV века определилась граница, отделившая территорию монастыря от мысовой части междуречья Великой и Мирожи. Более древним храмом является Спасо-Преображенский собор, но мы к нему обратимся позднее. Мне было бы удобнее начать рассказ с церкви во имя святого первомученика Стефана. Её вы видите на фотографии ниже.
Городской пляж у подножия монастыря. Вдали виден Кром, и можно сказать, что монастырь образует визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором Кремля.
Так вот церковь во имя святого первомученика Стефана, она рядом со Спасо-Преображенским собором выглядит совсем юной. Тем не менее, летописи сообщают, что каменный храм на этом месте появился в 1404 году - поставили его стараниями тогдашнего игумена Карпа. В ХVII веке церковь перестроили. В нынешнем своём виде она близка к московской традиции. Наличие столичных черт в храме св. Стефана следует считать знаковым явлением для своей эпохи. По устройству своему церковь является надвратной. Она - тёплая, стоит на подклете, интерьер - в два света. Подлинным украшением Стефаниевской церкви является иконостас, выполненный в византийском стиле знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном (Теодором) в 1990-е годы. В одну линию со Стефаниевским храмом выстроена невысокая колокольня с куполообразным завершением - одно из самых молодых зданий в обители. Её возвели в 1879 году.
Настоятельский корпус (XVIII- XIX вв.)
А вот с территории монастыря церковь во имя святого первомученика Стефана, как и колокольня рядом, полностью закрываются деревьями.
Вид на Спасо-Преображенский собор с реки
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря является самой древней постройкой, сохранившейся на территории Пскова и его окрестностей. Храм был построен в период между 1137 и 1143 г.г., но не позднее 1156 года. Заказчиком строительства и росписей собора был архиепископ Новгородский Нифонт. Имея провизантийскую направленность своей церковной и политической деятельности, он выбрал характерно византийский тип храма, который позже стал образцом для подражания в строительстве псковских и новгородских мастеров. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западное, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Снаружи на барабане сохранился характерный для домонгольской архитектуры аркатурный пояс. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Но о фресках позднее.
Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое - моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществлённая на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней - специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказались серьёзнейшими. Одна из таких перестроек состоялась в ХVI веке, когда Псков подвергся настойчивому «московскому влиянию». В 1510 году великий князь Московский Василий III упразднил Псковскую республику, насчитывавшую к тому времени по меньшей мере полувековую историю, и окончательно присоединил Псков к Москве, запретив вече, выслав из города бояр и богатых купцов и посадив в Пскове своих наместников с неограниченными полномочиями. В ближайшие десятилетия после этого многие псковские храмы оказались перестроены по московским образцам. Впрочем, в монастырях этот процесс шёл не столь активно - просто рядом с древними церквями появлялись целые новые ансамбли - разумеется, возведённые по московским лекалам. То же самое случилось и в Мирожской обители - с юга, на высоком берегу Великой, выросли новые постройки, фундаменты которых были обнаружены при археологических раскопках. Несколько изменился и Спасо-Преображенский собор. Разобрали небольшой притвор, примыкавший к западному фасаду и возвели новый, во всю ширину храма, с перспективным порталом посередине. Завершения фасадов, бывшие ранее позакомарными, превратились в пощипцовые.
Закомара Щипец
Оригинальная шлемовидная глава (кстати, сохранившаяся под нынешним куполом) была заменена «московской» луковичной, её покрыли керамическим лемехом. С севера и юга в церковь прорубили дополнительные двери, снабжённые перспективными порталами. Одновременно собор «приподняли» - в среднем на полметра: на такую высоту поднялись пол в притворе, пол в самом храме (где появилась солея), подросла центральная апсида. Соответственно пришлось растёсывать вверх арочные дверные проёмы и жертвенник и дьяконник и менять систему окон. Перестройке подверглись и верхние угловые палатки - в юго-западном отныне находилось хранилище. Тогда же в соборе поставили высокий иконостас, практически закрывший алтарное пространство. И самое главное, как утверждают исследователи, именно в процессе реконструкции середины ХVI столетия оказались забелены уникальные фрески, к тому времени сильно повреждённые.
После масштабной перестройки Спасо-Преображенский собор в цветущем виде оставался недолго. На заключительном этапе Ливонской войны, летом 1581 года, монастырь сильно пострадал во время обстрела. В результате был разрушен только что выстроенный южный монастырский комплекс, пострадала колокольня, досталось и южному фасаду соборного храма, его главе и кровле. Два каменных ядра до сих пор находятся в стене и сводах собора. После военных разрушений, как установили исследователи, соборный храм не ремонтировался около полувека. Мирное строительство началось здесь только в 1620-1630-е годы. Тогда и был отремонтирован и вновь переустроен собор Мирожского монастыря. Первейшую задачу для строителей, по всей вероятности, представляло исправление кровли и главы, а также залатывание южной стены, испорченной ядрами. Южный входной портал заложили. С севера к собору пристроили скромную двухпролётную звонницу, заменившую монастырскую звонницу. Чуть позже пощипцовую кровлю притвора, повторявшую очертания фасадных завершений, заменили двухскатной крышей-фронтоном, уже в ХVIII столетии превратившейся в односкатную, - она закрыла собой большую часть западного фасада. Пощипцовое покрытие собора тоже было заменено - четырёхскатной кровлей, скрывшей часть барабана. Примерно в таком виде храм сохранился до нашего времени; его «основа» ХII столетия оказалась спрятана под позднейшими пристройками - по «принципу матрёшки». Наименее искажённым выглядит восточный фасад, открывающийся наблюдателю с противоположного берега реки Великой.
Теперь о фресках. Будьте внимательны, не запутайтесь. Сначала небольшая экспозиция. В притворе собора можно увидеть две восстановленные фрески из храма Воскресения Христова, остатки которого находятся в Довмонтовом городе перед Псковским Кромом. Эти фрески я обещала показать вам ещё в прошлый раз.
Храм Воскресения Христова датируется 1383 года постройки. От церкви остались только фундаменты под консервационными надстройками советского периода. Церковь Воскресения Христова расположена в северо-восточной части Довмонтова города, с правой стороны от дороги, ведущей к воротам Св. Троицы, на краю крепостного рва перед Персями.
Фрески обнаружены в ходе археологических исследований (1974 г.) территории Довмонтова города. Фрагменты фресок сняты со стен и помещены на планшетах. Комплекс реставрационных работ выполнен специалистами лаборатории монументальной живописи Государственного Эрмитажа (руководитель А.Г. Шейнина)
«Служба святых Отцов» фреска алтарной апсиды церкви Воскресения Христова Довмонтова города.
В центре частично восстановленной композиции «Служба св. Отцов» расположено изображение престола и чаши-дискоса на нём. По обеим сторонам от престола стоят ангелы в диаконских облачениях с рипидами и светильниками и Отцы Церкви в крестчатых одеждах. Плохая сохранность композиции не позволяет полностью определить всех персонажей сцены.
Узнаётся лишь святитель, изображённый последним в левом ряду, голову которого покрывает шапочка. Это Кирилл Александрийский. Безусловно, здесь были представлены и творцы византийской Литургии - святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, а также святитель Николай Чудотворец, т.к. их присутствие в композиции «Служба св. Отцов» обязательно. Святители и ангелы изображены в тот момент богослужения, когда чаша-дискос со Святыми Дарами уже перенесена из жертвенника в алтарь, поставлена на престол, и Святые Отцы готовятся приступить к основной части Литургии.
Этот сюжет был широко распространён в искусстве Восточной Европы и Ближнего Востока. Начиная с XII века подобная композиция встречается в греческих, сербских и болгарских росписях, особенно часто в XII - XIV вв. Древнейший пример в древнерусском искусстве - композиция росписи алтаря Успения Богородицы (1352 г.) на Волотовом поле, близ Новгорода Великого.
А теперь о фресках самого Спасо-Преображенского собора, в котором мы сейчас находимся. Хочу предупредить, может кто-нибудь посмеётся, схемы частей храма пришлось рисовать самой, т.к. произошёл тех.брак при съёмке оных. Рисовала в Photoshop, хотя правильнее было бы отрисовать в CorelDRAW, но я Корел хуже знаю, а фотошоп роднее. Ну, всё, я оправдалась, теперь поехали.
Фресковые росписи выполнены в XII веке приглашёнными из Византии греческими мастерами. Грунт двухслойный: толстый - выравнивающий по кладке, тонкий - левкас, под ним живопись. Использованы привозные дорогие (в средневековье драгоценные) краски: ляпись-лазурь на голубой фон, красная киноварь, малахит и редкие интенсивные охры.
Родная (и единственная) схема из собора
«Деисус»
Архангел Гавриил (из сцены Благовещения)
Более 80% древней авторской живописи дошло до наших дней. Перед зрителем представляется полная богословская и живописная программа, что является не только уникальным для древнерусских памятников домонгольского периода, но и для памятников стран круга византийского искусства.
Центральными композициями в алтаре стали «Деисус» - Моление пред Спасом-Судией, и «Евхаристия» - Небесная Литургия, где верховный архиерей - сам Иисус Христос. На свод алтаря вынесена престольная композиция «Преображение».
«Рождество Пресвятой Богородицы»
Сцены из жизни святых Иоакима и Анны
Восточные стены, своды и полукруглые верхние завершения стен занимают Двунадесятые праздники: «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Успение», «Вознесение» (в куполе). В западной части собора сцены Страстного цикла: «Тайная вечеря», «Распятие» и другие. Второй сверху регистр живописи состоит из христологических сюжетов, повествующих о Воскресении и о событиях Страстной недели. Третий регистр поясом проходит по стенам. Здесь изображены сцены «Чудес Христовых»: исцеления, воскрешения. В четвёртом и пятом регистрах изображены мученики, основоположники монашества и церковные деятели.
«Крещение Господне»
«Сретение»
«Уверение Фомы»
«Исцеление расслабленного»
«Исцеление прокаженных»
«Усмирение бури»
Северная часть алтаря - жертвенник, содержит сюжеты жития Иоанна Предтечи. Южная часть алтаря - диаконник, посвящена архангелу Михаилу. Юго-западная палатка повествует историю Иакима и Анны и рождества их дочери Марии. Северо-западная палатка посвящена деяниям Апостолов. В целом ансамбль представлял систему Божественного устройства Вселенной и отношения человечества через воплощение и Крестный путь Христа, и при этом включил человека в спасительную жизнь Церкви.
«Оплакивание»
«Сошествие во ад»
Пророк Елисей
«Путешествие Тимофея и Силуана» (Деяния апостолов)
Забеленные к XVIII веку фрески были раскрыты и исследованы в 1889 - 1913 гг.. академиком В.В. Сусловым, а затем записаны вновь клеевыми красками суздальскими мастерами под руководством Н.Ф. Сафонова. В 1969 - 1983 гг.. в соборе были проведены реставрационные работы по раскрытию фресковой росписи и укреплению красочного слоя под руководством Д.Е. Брягина.
В отдельных местах (купол, паруса) была оставлена живопись XIX века, тонированная в соответствии с ансамблем. В настоящее время осуществляется новый этап реставрации, направленный на раскрытие фрагментов нетронутого слоя поновлений XIX века и консервации живописного слоя XII века.
Не ставила перед собой задачу сфотографировать каждый сантиметр стен, но желающие могут посмотреть фрески храма в большем объёме здесь
|
</> |