Проверьте уровень масла

В минувшую субботу на литургии мы читали притчу о Десяти девах… Ну, помните: пять мудрых дев, и пять глупых, у одних погасли светильники, а у других нет… Я вот про них до сих пор думаю…
Сначала скажу - пару слов из «обязательной программы», по святым Отцам. А в конце – немного «произвольного»…
Блаженный Иероним считает, что девы – не только девы, а вообще все верующие, включая мужчин, а девственность есть указание на добродетель в более широком смысле, а не одно лишь отсутствие сексуального опыта.А св. Исидор Пелусиот говорит, что «хотя все они [девы] хранили девство, однако же не все имели одинаковое попечение о прочих добродетелях, думали же некоторые, что сей одной добродетели достаточно, чтобы войти в царствие. Но нелицеприятный суд показал, что неполезно и девство, если нет сострадательности». Тут речь идет не просто о «жалко», которое у пчёлки, а пчёлка на ёлке – тут речь идет об одном из аспектов любви: той самой, без которой все становится ничем (прочтите еще раз 13-ую главу 1-ого послания к Коринфянам).
В принципе, сегодняшним днем, когда умножаются страдания, но
оскудевает сострадание и любовь, этим можно было бы и закончить
свою проповедь: любая добродетель по отдельности или взятая в
целокупности с другими – не только ничтожна и ничего не значащая, а
именно неполезная – вредная.
Но давайте продолжим читать дальше: «если кто хранит девство и
хвалится этим, то ничего он такого и не достиг – особенно смирения;
ибо, как написано, не девство хранящий, но «смиряющий себя
возвысится» (Лк. 18:14). Кем бы ты ни был, выпендриваться нужно
меньше – ибо это от гордости и надменности, а где гордость и
надменность, там нет любви. Брак сам по себе – это не скверна, но
средство спасения, которое, как и всякое иное таинство, может быть
воспринято в осуждение принимающим его. Так и девство само по себе
– это не добродетель, а лишь способ его стяжания. Девство, которое
вызывает гордыню – это как шампунь от перхоти, который вызывает
перхоть: так бывает, но так быть не должно.

И все же… как бы там ни было… не только пяти мудрым девам, а именно всем десяти, включая неразумных\юродивых, уподоблено Царство Божье! Девы с погасшими светильниками не попали на Брачный Пир, но… они не были исключены из отношения подобия. Странно, но это так!
В своих стратегиях целеполагания, я никогда не ориентировался на
худший результат, но… Господи, меня этот сегодня очень поддерживает
– тогда, когда кончается масло, и когда вокруг только тьма.
Кажись, у св. Симеона Нового Богослова есть такая мысль: «хоть во
аде, Господи, но лишь бы с Тобою» - может, в ней о том же, о чем
подумал и я?
«Сыплются кости наши в челюсти преисподней. Но к Тебе, Господи,
Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!»
(Пс.140:8-9).
|
</> |