Просто так: итоговое.
rotten_k — 11.12.2019 Неожиданно обнаружил, что к концу подходит не просто год, а прямо-таки десятилетие, и что все составляют списки "лучших фильмов 2010-2019".Отлично, подумал я, давай-ка и мой унылый ЖЖ составит список лучших полнометражных фильмов.
1. "Kono Sekai no Katasumi ni", Япония, 2016.
О чём это: Эпическая история простой, как 3 копейки, японской школьницы-девушки-женщины между 1935 и 1945 годами.
Почему это надо посмотреть: Фирменное японское умение показывать "судьбу тыла" тут возведено на уровень юнгианского архетипа. Да, формально героиня фильма - японка, но её можно назвать и русской, и англичанкой, и немкой, и украинкой, и кем хотите: все именно так и выживали среди голода и бомб, именно так и выгрызали у судьбы хэппи-энды, именно так и делали Японию, СССР, Германию, Англию etc пригодными для жизни странами после войны.
Мальчики не выигрывают войны, они на них гибнут. Войны выигрывают девочки - и у них попросту нет выбора, кроме как выиграть.
2. "Sarusuberi: Miss Hokusai", Япония, 2015.
О чём это: Очень вольный байопик из жизни Кацусики Ои, дочери Хокусая.
Почему это надо посмотреть: От этой художницы до нас дошли полдюжины точно атрибутированный работ и полтора абзаца биографии - и надо видеть, как из всего этого, ну плюс из атмосферы первой половины XIX века авторы воссоздают характеры и события.
И мало того, что воссоздают - в совершенно в духе покойного Сатоси Кона судьбы, эпоха и картины перетекают одна в другую, сливаются, расслаиваются - и в конце уже не поймёшь, где гравюра, а где биография.
3. "Song of the Sea/Amhrán na Mara", Ирландия, 2014.
О чём это: Брат с сестрой путешествуют через Ирландию в поисках мамы, которая не совсем чтоб человек.
Почему это надо посмотреть: В финале предыдущего десятилетия свалившиеся буквально ниоткуда ирландцы "Cartoon Saloon" бросили на колени всю мировую анимацию, сняв грандиозную "Тайну Келлс". После подобной заявки второй мульт мог быть или пан, или пропал - и студия сняла невероятно атмосферную, 100% ирландскую, грустную, современную и героическую сказку.
4. "Tout en haut du monde", Франция, 2016.
О чём это: обыкновенная русская гимназистка Саша не хочет вальсов Шуберта и французских булок, а хочет найти пропавшую арктическую экспедицию деда.
Почему это надо посмотреть: Это то, что мы должны были бы снять о себе, но вместо этого о нас сняли французы - с невероятным уважением, замечу; пафос Русской Арктики, авантюрный сюжет, до гениальности лаконичная графика - и невероятной харизмы и энергии гимназистка Саша, которую персонажи каверинских "Двух капитанов" охотно назвали бы уважаемоей старшей сестрой.
Спасибо, Франция.
5. "Brave", США, 2012.
О чём это: Лихая принцесса думает, что не нужен ей принц или полцарства, а нужны верный конь, тугой лук и острый меч. Внезапно, именно этот набор (плюс храбрость) её и выручает. Спойлер: принца нет.
Почему это надо посмотреть: Уникальный пиксаро-диснеевский фильм, в котором все положительные моменты - вроде крепкого сценария, отличного и вовремя юмора, прописанного характера героини, да боже мой - технического совершенства (просто прикиньте, что стоило отрисовать эту рыжую шевелюру) - вот они есть, а минусов, вроде обязательного принца - нет.
6. "Hoshi wo Ou Kodomo", Япония, 2011.
О чём это: Героиня, влекомая то любопытством, то влюблённостью, то страхом, то дружбой, спускается на дно ада.
Почему это надо посмотреть: "Левша японской анимации", "золотой ребёнок" Макото Синкай в "нулевые" начинал с мелодрам о любви и расставании за очень маленькие бюджеты, а в "десятые" продолжил мелодрамами о любви и расставании за очень большие бюджеты. На переломе он неожиданно решил, что может, как шутили в то время, "перемиядзачить Миядзаки на миядзаковом поле", - и снял совершенно уникальный и для себя, и даже для всей японской анимации фильм по мотивам мифа об Орфее и Эвридике.
Фильм не то что бы провальный - но не снискавший и сотой доли того оглушительного успеха, который пришёлся на "Твоё имя", но ни по продуманности сценария, ни по режиссуре Синкай до сих пор так и не приблизился к "Ловцам".
7. "Breadwinner", Ирландия, 2017.
О чём это: Афганская девочка, чтобы работать и кормить семью, вынуждена переодеваться мальчиком.
Почему это надо посмотреть: Чтобы увидеть, что такое "феминизм".
Потому что считается как: вот собираются эффективные менеджеры, сверяются с табличками и говорят - хм, да, алё, нам в этом сезоне нужно 17 минут гёрлс эмпауэрмент и ещё полторы минуты лесбиянок, обеспечьте. Но тут вам не Голливуд, тут 10 весёлых ирландских ведьм из всё того же "Cartoon Saloon" говорят - алё, сестрюни, а давайте снимем что-то лихое, и вот пусть даже в Афганистане под талибами, но вот пусть у нас будет такая офигенная афганская школьница, которая всех надует, добудет еды для семьи, спасёт отца от расстрела, а мерзкого кукусика отправит на верную смерть? И ведьмы из "Cartoon Saloon" говорят - хо, класс, снимаем!
И снимают вместо голливудской казёнщины невероятно красивый, страшный, трагический и оптимистичный фильм о том, что школьницы, даже афганские, даже если нет никаких школ - то они всё равно всех победят и пойдут пить чай с подругой, и пусть вокруг будут рваться бомбы, а вместо тортиков будет пара орешков - но кому какое дело? и вот это и есть торжество феминизма.
8. "Da Hai", Китай, 2016.
О чём это: Очень длинная, очень запутанная и очень китайская история любви между бессмертной девушкой и смертным рыбаком.
Почему это надо посмотреть: Как минимум - из любопытства: китайцы снимали эту эпическую (без шуток) картину едва ли не 10 лет, и эти 10 лет они снимали отнюдь не сюжет. Интригу при всей банальности завязки вы до половины не доведёте, трейлеры передают дай бог одну десятую той красоты, которая в итоге вышла - и фильм в итоге не стоит обдумывать, его стоит просто смотреть.
9. "Toy Story 4", США, 2019.
О чём это: О том, как ковбой Вуди встаёт перед старым недобрым выбором между счастьем и долгом.
Почему это надо посмотреть: Словосочетание "История игрушек" оказывает на "Пиксар" магическое действие: они вспоминают, что как-никак являются законодателями 3D-мод и что они умеют писать умные (а не просто эффектные) сценарии. А тут они решили не просто вспомнить, а прыгнуть выше головы - и прыгнули.
И третьим пунктом - чисто "пиксаровское" умение выписывать роли, пусть даже глубоко третьего плана, и что уж говорить о Бо Пип или о Вилкинсе: им и Станиславский будет аплодировать.
10. "Okami Kodomo no Ame to Yuki", Япония, 2012.
О чём это: История женщины, которая после гибели мужа-оборотня осталась одна с двумя детьми-обротнями на руках.
Почему это надо посмотреть: Не знаю, что планировали японцы, но у них получилась грандиозная история о жизни в шкафу, из которого не выйти: тебе лично не угрожает ничего, но один неверный шаг - и твоих детей упакуют в мусорный пакет точно так, как упаковали твоего мёртвого мужа. И эту ношу нельзя передоверить и нельзя выбросить - можно лишь тащить своих "волчат" до тех пор, когда они сами смогут отвечать за свою жизнь.
PS Я знаю, что многое осталось за кадром, но топ-10 есть топ-10: в него нельзя поместить 23 фильма.
|
</> |