Пророк Филофей
pycckomy — 07.05.2024Наконец-то дошли руки почитать послания автора известной концепции "Москва - Третий Рим" старца Филофея (начало 16 века) дьяку Михаилу Мунехину и Василию III.
Даты посланий Филофея разными исследователями указываются от 1511 до 1524.
Что нашел интересного?
Филофей отрицает влияние звезд на судьбы людей, и в этом он поднимается над интеллектуалами своего времени.
Однако, позитива как такового в посланиях Филофея не нашел. Концепция Третьего Рима интересна, но можно ли ее назвать позитивной?
Напротив, Филофей демонстрирует столько нелепостей, что даже не видно смысла все их комментировать.
Приведу некоторые.
Порочные основы этого мира, основанные на оценке человека по богатству и происхождению, Филофей раскрывает как "неведомые предначертания всесозидающего Бога":
"Да и то, добрый человек, разумей, что от царя царевич родится, а от князя князь, и даже если не достигнет немного в чем-то отцовской славы и чести, но земледельцем не будет, и за земледельцев цари дочерей не дают, и у них за своих сыновей дочерей не берут, и все это правится по неведомым предначертаниям всесозидающего Бога".
Многие люди, сталкиваясь со злом, вместо того, чтобы идентифицировать зло, примиряются с ним и подчиняются ему, списывая зло на неведомую волю Бога.
Познания Филофея в астрономии: "Очевидец тому богоизбранный сосуд апостол Павел, который, лишь до трети неба не дойдя, посреди самых звезд бывши, там и видел самые эти ангельские силы, как непрестанно они трудятся для человека: те солнце носят, другие луну, иные звезды"
Филофей не знает ни одной даты и не попадает ни в одну точку. Самое точное попадание - это восприятие своего времени по сравнению со временем Христа (770+735): "(Католики) были с нами воедино семьсот лет и семьдесят, а отпали от правой веры семьсот и тридцать пять лет тому назад, в ересь Аполлинария впали, прельщенные Карлом-царем и папой Формозом. Говорят об опресноке, якобы ради чистоты и отсутствия страстей, но лгут, скрывая в себе дьявола. Аполлинарий же своим лжеучением повелел службу служить с опресноками потому, что, как говорят, не принял плоти человеческой от пречистой Девы Господь наш Иисус Христос, но с готовой небесною плотью, точно трубою, девственной утробой пройдя, душу человеческую не принял, но вместо души Дух святой в нем пребывает, вот чем прельщают незлобивых душ и неустойчивых"(послание Мунехину).
Если считать началом церкви 30 г., то 770+735+30=1535 все равно не попадает в точку, поскольку к этому году его адресат уже умер.
Ересь Аполлинария, Карл, Формоз и разделение церквей у него сливаются в одну тучу. Хотя ересь Аполлинария была осуждена в 381 году, конфликт Карла и патриарха Тарасия по поводу филиокве относится к 787 году, Формоз стал папой в 891 году, а разделение церквей произошло в 1054 году. Ересь Аполлинария никакого отношения к католикам не имеет. Аполлинарий был епископом Лаодикии и предшественником монофизитства. Отношения к вопросу об опресноках Аполлинарий не имел. Ересь Аполлинария состояла в том, что он считал ум Христа Божественным Логосом.
Видимо, пространство, также как и время, перепуталось в уме Филофея: Лаодикия и Рим в его сознании находились где-то рядом.
Но при всей этой дикости, несмотря на то, что формально он признавал себя "деревенщиной", Филофей, вероятно, ощущал себя пророком, очень умным и эрудированным, постоянно демонстрировал "грамотность", невпопад цитируя Писание.
Считал себя вправе поучать царя ("и следует тебе, царь, это блюсти со страхом Божьим"), предложив ему четыре заповеди.
Но и четыре не смог пронумеровать, и, в результате, на четвертой заповеди счет сбился на три.
Первая заповедь от Филофея: "Блюди царство твое", вторая: "Научи людей правильно осенять себя знамением креста", третья (сбилась на вторую): "Наполни святые соборные церкви епископами", четвертая (сбилась на третью): "Искорени в своем царстве содомский блуд".
Как монаху, ему, вероятно, приходилось часто сталкиваться с этим грехом: "И мерзость такая преумножилась не только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да разумеет". Непонятно, грешен ли он был сам в этом, или имел в виду какие-то свои другие грехи: "Увы мне, как долго терпит милостивый, нас не судя! Все это я написал, много и горько рыдая, и сам я, окаянный, полон грехов, но боюсь и молчать, подобно тому рабу, что скрыл свой талант".
При всем при этом, Филофей имел успех, заставив о себе говорить как о философе и родоначальнике фундаментальных концепций века спустя.
Так что порадуемся за Филофея.
|
</> |