Прорыв дамбы
mikaprok — 15.06.2021«Jura inventa metu injusti»
Землей совершенно необязательно владеть, чтобы преследовать собственные коммерческие интересы. Как показывает пример Юго-Восточной Азии, «права» куда более относительная категория, чем патерналистские отношения с местными элитами.
Особенно хорошо работает государственно-корпоративное сотрудничество в области мультикультурных государств (или тех общностей, которые так принято именовать).
Малайзия – сложносоставной гибрид в самом центре важнейшего региона планеты, с нефтью, наркотрафиком, на ходу изобретаемым терроризмом и яркими экономическими контрастами.
Каждый регион этой страны по своему уникален и отличается от соседних, как этническим составом, так и номенклатурной системой. Собственно, Соединенные Штаты Народов Малой Азии.
В 1963 году Малайя в числе прочего присоединила к себе Саравак, ныне называемый отдельным губернаторством. До этого «восточный штат» был 20 лет отдельной формой собственности, Crown Colony, и администрировался с о. Борнео.
Там некоторое время стояла британская армия, а по ее уходе спонтанно (как водится) началось движение за независимость. Независимость на поверку обернулась большей зависимостью от создаваемого мутанта из запасных биочастей.
Саравак – самая большая территория Малайзии, граничащая с Индонезией и Брунеем. Последнее обстоятельство придает смысл всему происходящему там с конца 1970-х годов.
Как мы видели, Бруней из просвещенной монархии превратился в религиозную тиранию за короткий промежуток времени с момента нахождения полезных ископаемых на подконтрольной местному султану территории.
Так вот с 1980-го года и по сей день (с короткими перерывами на переключение между должностями) регион Саравак контролируют родственники семьи Болкиах, в частности, ключевая функция на Абдуле Таибе Махмуде.
Это специальный пассажир, сын первого местного чиновника, работавшего на Shell Oil Company!
Небольшого роста с рано поседевшей головой человек (его так и называют «белый дядя») является наиболее противоречивой фигурой современной Малайзии. С одной стороны, безусловный популисткий размах и умение нравится всем, включая этнические меньшинства. Редкость для этих мест. С другой – невероятная коррупция, приписываемая лично ему и его семье.
С именем Таиба Махмуда связывают один из наиболее крупных и, одновременно, наиболее разрушительных терраформингов на планете Земля за последние 50 лет.
Менее, чем за одно поколение, святые люди трансформировали Саравак, включая заповедные леса, в собственное подсобное хозяйство. Для начала Sarawak Timber Industry Development Corporation, CEO которой был до 2008 года наш герой, вырубила миллион гектар (!) тропических лесов и развели там деревья для сбора пальмового масла. С территории выгнали местных аборигенов, включая племя, к которому, по официальной легенде, принадлежат родственники Таиба Махмуда.
С учетом расположения в закрытой для посторонних глаз зоне BVI несложно представить себе национальный состав акционеров Sarawak Timber Industry Development Corporation.
Тот же чиновник санкционировал постройку частной ГЭС Bakun Hydroelectric Dam. Около 30% всех доходов от процесса строительства, эксплуатации и потребления электроэнергии у семьи Таиба Махмуда. Остальные деньги в трасте всё в тех же BVI.
Попытки критиковать действия пожилого «короля» Саравака заканчиваются, в лучшем случае, исчезновением его оппонентов. В худшем – очередной волной экономических репрессий на конкурирующие бизнесы региона. Для блага «простых людей». Благо заключается в том, что более 7000 аборигенов просто выгнали из их домов, несмотря на права пользоваться их землей.
Сам Таиб Махмуд или его команда не является de jure владельцами земли, откуда они выкачивают деньги. Тем не менее, центральное малайзийское правительство фактически расписалось в своей беспомощности, признав контроль этой территории за внешним арендатором, получившим ее во владение на основании виртуального тендера еще в 80-х.
Более того, карты Саравака сильно отличаются в зависимости от того, кого вы спрашиваете о происходящем, центральное правительство или местную оппозицию.
Американские медиа в период 2009 - 2011 гг., т. е. сразу после отделения коммерческих интересов Таиба Махмуда от государственной должности, устроили настоящую войну по непризнанию всех сделок в этом регионе и начали ловить выгодоприобретателей «на живца» (подсаживать покупателей на колени семье разнузданного чиновника).
Подключили даже Transparency International, назвавшую ГЭС «монументом коррупции».
Пока результаты санкций не балуют своим разнообразием. Сына Махмуда сделали невъездным для ряда стран, осмеяли его жен и закрыли его счета в американских банках (коих было немного для отвлечения внимания).
Вот и всё.
Формально большая часть территории Саравака – заповедник и, как бы, госсобственность. Фактически, она используется администрацией Содружества для небезвозмездной помощи соседнему султанату.
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok
|
</> |