Пропагандистские плакаты Второй мировой войны

В Праге рядом с Дворцовыми садами под Пражским Градом летом работла выставка плакатов Второй мировой войны. Здесь представлены отдельные наиболее интересные экземпляры, ведь в последнее время история этой войны особенно популярна.

Такая выставка уже проводилась раньше. Однако здесь в первый раз выставлены военные плакаты не только из Европы, но и из Азии и США. Всего на ней можно было увидеть более 300 плакатов. Многие из них выпущены в годы войны, но отличаются высоким качествам, ведь над их созданием трудились профессиональные художники-графики и живописцы.

Плакаты Второй мировой войны должны были влиять на умы людей и побуждать их к действию, выступая одним из рычагов пропаганды.

Плакаты были своего рода информационно-психологическим оружием, задачей которого было вдохновлять или пугать широкую публику. Поэтому при изготовлении плакатов использовались яркие краски и проникающие в душу лозунги. Все без исключения страны, принимающие участие в войне, занимались пропагандой

Пропагандой страны «оси» занялись задолго до начала войны. Механизм зла работал грамотно. Всё это делалось для того, чтобы научить молодых людей думать в определенном направлении заданной идеологии и манипулировать общественным мнением. В Вермахте даже работали специальные пропагандистские роты, которые помогали навязывать нужные взгляды. А плакаты были одним из средств пропаганды, которые дошли до наших дней.

Печатные станки стран противников не отставали от нацистов и в Америке, Британии и СССР, где старались привить свои взгляды. Ведущую роль в разработке военных плакатов сыграли в основном немецкие дизайнеры. Суть их плакатов – это четко сконцентрированные плоские цвета с полными тенями в сочетании с блестяще прорисованным заголовком в плотной структуре. В Великобритании и США преобладала рисованная иллюстрация. Чтобы привлечь внимание зрителей, художники продумывали всё: формы предметов, силуэты изображения, яркость красок, расположение надписей, тип и размер шрифтов. Американские плакаты часто выглядят как простая реклама коммерческих товаров.

Агитационные плакаты СССР и других стран должны были побудить солдат без боязни идти в бой и отдать все силы для помощи фронту, ведь Родина зовет. На такие плакаты наносились следующие лозунги:
- «Будь Героем»
- «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
- «Вперед на запад!»
- «Вперед! Победа близка!»
- «Сталинским духом крепка и сильна армия наша и наша страна!»

Те, кто занимается рекламой в современном мире, знают, что на каждую целевую группу нужно воздействовать по-разному. Пропагандисты военного времени это понимали и разделили плакаты на две целевые группы: «фронт» и «тыл». На каждую группу были свои методы и образы воздействия.
Плакаты, ориентированные на «фронт», популяризировали образы героев и очерняли врагов, которые хотят уничтожить что-то дорогое сердцу каждого человека. Например, на фото вы видите лозунг:
- «Узнал фашистский стервятник, что у нас — не ягнятник!»
- «Защитим Родную Москву»
Плакаты для «тыла» призывали людей хранить тайну, бороться с диверсантами и делать все для победы: экономить, недоедать, работать больше, жертвовать собой на благо Родины. Поэтому на таких плакатах писались следующие лозунги:
- «Каждый удар молота — удар по врагу»
- «Женщины! Изучайте производство, заменяйте рабочих, ушедших на фронт! Чем крепче ты — тем крепче фронт!»
- «Ударный труд — оплот оборонной мощи СССР»
- «Изучай санитарное дело — оказывай первую помощь пострадавшим от вражеских налетов!»
- «Всё для фронта! Всё для победы!»

В советских плакатах преобладал красный цвет: красная армия, красный воин, красный танк. Это был своего рода отличительный цвет, который противопоставлялся негативному образу врага, изображаемого черным цветом.

На плакатах Великой отечественной войны СССР «свои» изображались сильными, мужественными и непобедимыми людьми. Враги же рисовались слабыми, жалкими, где-то беспомощными. А иногда противника рисовали в виде бесчеловечного монстра или животного, чтобы во время боев солдаты могли без колебаний убивать врага. Кстати, вспомнил мемуары одного солдата, в которых он рассказывал, что был удивлен тем фактом, что большинство немецких солдат оказалось высокими крепкими молодыми людьми, а он думал, что они будут гораздо слабее и меньше ростом.

Ещё можно выделить плакаты, в которых освещалась тема союзных отношений и совместной борьбы. В американских плакатах особенно часто затрагивалась тема поддержки союзников, а затем ленд-лиза. Даже американской экономике война влетела в копеечку, поэтому нужно было населению объяснять, зачем тратятся баснословные деньги на войну. Также, с момента включения СССР в программу ленд-лиза, пропаганда с негативного ключа сменилась на позитивный. СССР тоже стал издавать плакаты с изображением союзников.

Американский плакат с надписью «You’ve got what it takes, Soldier. Now take care of what you’ve got!», который переводится как «Теперь у тебя есть всё необходимое, солдат. А теперь позаботься о том, что у тебя есть». Страна намекает, что подготовила тебя к бою, снабдила всем необходимым, а теперь ты должен защитить страну.

Плакат призывающий к записи в армию добровольцем — «for the U.S. Army ENLIST NOW» «для армии США ЗАПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС»

Плакат, призывающий идти на флот.

Плакат Рейхскомиссариата Украины «Вояки Гітлера — це приятелі народу», что в переводе с украинского означает «Воины Гитлера — это друзья народа». С сентября 1941 года по август 1944 года рейхскомиссариатом руководил Эрих Кох. В задачи администрации входило умиротворение региона и эксплуатация его ресурсов и людей в интересах Германии. Адольф Гитлер 17 июля 1941 года издал указ, определяющий порядок управления оккупированными восточными территориями, поэтому подобные плакаты были необходимы.

Советский плакат «Озаряет сталинская ласка будущее нашей детворы!» и «Под Знаменем Ленина вперёд к Победе!».

Следующая фотография с военными плакатами Великобритании. Плакат слева рассказывает о сотрудничестве с США, а плакаты справа — о том, что детям не нужно волноваться о войне, ибо солдаты защитят их.

Фотографии плакатов Антигитлеровской коалиции.

Источник: inostranno.ru
Статья проиллюстрирована изображениями картинок из Интернета.
|
</> |