Прогулки по Парме (4). Пармский баптистерий, часть 3
carpe-libros — 30.05.2025
"Интерьер пармского баптистерия самый красивый из тех, что мне
привелось увидеть."Генри Воллам Мортон «От Милана до Рима. Прогулки по Северной Италии»

Внутри баптистерий представляет собой шестнадцатиугольник. В трех его сторонах находятся порталы, а в остальных — ниши, украшенные фресками, выполненными художниками из Эмилии-Романьи.
Но самой выдающейся его частью является удивительной красоты купол.


Имя художника (или художников), расписавшего купол, неизвестно. Сравнивая некоторые фигуры, изображенные на сводах, с росписями в близлежащих городах, некоторые исследователи называют имя Гризополо (Grixopolus pictor Par…sis, т.е. Гризополо, пармский художник).


Другие исследователи считают, что стилистически многие росписи купола гораздо ближе к византийскому стилю иконописи, чем большинство современных им западноевропейских образцов.


Предполагается, что купол расписан художником, работавшим на юго-востоке Европы. Возможно, что над росписями купола работали два художника, владевшие, хотя и в разной степени, византийской техникой иконописи.


Росписи выполнены техникой темперы, которая была широко распространена в Византии. Несмотря на большую площадь — более 500 кв. метров — купол был расписан за один или два года. Работы начались в промежутке между 30-ми и 70-ми годами XIII века.
Считается, что согласно первоначальному замыслу, росписи купола должны были изображать Небесный Иерусалим. Внутренний круг изображает звездное небо над Новым Иерусалимом, ниже — стены города, украшенные драгоценными камнями (Откровение Иоанна Богослова 21:19, 20), заканчивающиеся фризом. В третьем круге — двенадцать апостолов и четыре символа евангелистов; в четвертом — Деисус (Христос Пантократор, Дева Мария и Иоанн Креститель.
В пятом круге изображены эпизоды из жития Иоанна Крестителя в двенадцати секторах, и фигуры святых в оставшихся четырех. Завершают купол сцены из жизни Авраама.
*** *** ***






Все фрески написаны в разное время и разными художниками между XIII и XV веками и не объединены единой иконографической программой. Поэтому некоторые сюжеты — например, Крещение Господне, неоднократно повторяются.






Большинство художников, работавших над фресками, не очень известны (например, Никколо из Реджо и Бертолино из Пьяченцы), некоторые остаются безымянными (например, "Мастер 1302 года"). Только две фрески, изображающие святую Екатерину и святого Георгия, приписываются Буонамико Буффальмакко, известному своими большими фресками на кладбище Кампо-Санто в Пизе, и упомянутом Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», а также в «Декамероне» Бокаччо.










Скульптуры в люнетах над нишами и порталами — работа Бенедетто Антелами и скульпторов его мастерской.
PS: Тем, кто собирается в Парму, хочу посоветовать запланировать на Баптистерий 2 часа, а потом сделать длинный перерыв.
Вход в Баптистерий платный — 12 €.
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Паспортне
СНИМАЕМ ОСЕНЬ
Мармеладки
Сногсшибательное
Народнение как новая русская демография
Пять интересных фактов + Morozov каппер
Кто вместо SpaceX в лунной программе? NASA поставило этот вопрос уже конкретно
Начало сезона штормов в Хихоне

