Прогулка по Щербинскому экспериментальному кольцу. Часть 1-я
rajon_pride — 17.05.2023 Приветствую вас, дорогие друзья!На дворе установилась практически июльская погода, поэтому считаю, что самое время немного охладиться и виртуально вернуться в прошедшую зиму. В самом начале февраля мы с коллегой randomshchik выбрались в Щербинку прогуляться по экспериментальной кольцевой железной дороге ВНИИЖТ, а также заглянуть в деревню Новокурьяново. В итоге поход получился достаточно объёмным, в связи с чем делю его на две части и сегодня у нас часть 1-я. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и отправляемся в Щербинку.
1. Встретились мы на платформе станции Щербинка, которую сейчас реконструируют под стандарты МЦД. Впрочем, в данном случае, мы приехали туда не за стройкой.
2. Щербинка — железнодорожная станция Курского направления Московской железной дороги в Москве. Находится в городском округе Щербинка Новомосковского округа. Входит в Московско-Курский центр по организации работы станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена к 3 классу.
Станция имеет 4 главных пути и один приёмоотправочный путь для приема поездов с вагонами в адрес станции, привозимыми со станции Подольск, а также для вывода вагонов с Подольского ППЖТ. Станция имеет две боковые высокие посадочные платформы на путях, предназначенных для пригородных электропоездов. Грузовые поезда идут по третьему и четвёртому пути. Пассажирские платформы расположены со смещением относительно друг друга. Платформа на втором пути (на Москву) смещена ближе к Москве, а платформа на первом пути смещена ближе к переезду. На обеих платформах расположены павильоны с помещением для билетной кассы. Примерно в середине платформ расположен надземный пешеходный переход с выходом на Железнодорожную улицу и на Бутовский тупик. Также особенностью станции является расположение съезда (на фото) между главными путями между пассажирских платформ, что встречается довольно редко.
К станции примыкает множество подъездных путей, в том числе интересующее нас Щербинское испытательное кольцо, где испытывают новые типы ПС железной дороги и метрополитена. К южной горловине станции примыкает один из путей, обслуживаемых Подольским ППЖТ. Зачастую возникает необходимость выставить вагоны на 3-главный путь, что вызывает неудобство проследования нечетных грузовых поездов по этому пути на ходу (следуют по отклонению по съездам через 4-й путь с уменьшенной скоростью). Ранее на станции производится оборот некоторых пригородных поездов, следующих из Москвы, однако после запуска МЦД-2 рейсов от/до станции Щербинка почти не осталось. Для оборота используется зонный тупик, расположенный за переездом между I и II главными путями.
3. Съезд с уровня путей. Вид в сторону области.
4. И вид в сторону Москвы. Нам налево. Отклоняющийся путь соединяет станцию с кольцом ВНИИЖТ.
5. Также к нему примыкает подъездной путь от ООО НПП «Циркон-Сервис», в состав которого входит лабораторный корпус №2 АО «ВНИИЖТ». Предприятие занимается изготовлением пассажирских вагонов повышенной комфортности и специальных вагонов для VIP пассажиров.
6. Ну, а мы двигаемся на кольцо. Вправо отклоняется подъездной путь ОАО «Горем-1».
7. Вид обратно. На станции был замечен новенький магистральный грузовой электровоз постоянного тока 3ЭС8-001 «Малахит» производства Уральских локомотивов, выпущенный пока что в единственном экземпляре и проходящий испытания на кольце. К сожалению, я обратил на него внимание уже только на фото, а то бы снял поближе.
8. Теперь немного о кольце: экспериментальная кольцевая железная дорога ВНИИЖТ (ранее — экспериментальное кольцо ЦНИИ МПС) — железнодорожный испытательный полигон в России, филиал ВНИИЖТ. Состоит из исследовательских лабораторий, трёх электрифицированных кольцевых путей и пункта управления Экспериментальным кольцом. Расположено на юге Москвы, на территории района Южное Бутово (кольцевые пути) и городского округа Щербинка (дополнительные пути и основные здания). Предназначен для проведения комплексных испытаний локомотивов, моторвагонного подвижного состава, вагонов, элементов строения пути, приборов, узлов и оборудования. Внутри кольца находится деревня Новокурьяново. Введено в эксплуатацию в 1932 году. По ссылке можно взглянуть как кольцо выглядит с высоты птичьего полёта (откроется в новом окне).
9. Имеется три кольцевых пути протяжённостью 6 км (внешний первый путь) и по 5,7 км (второй и третий пути). Первый путь расположен на ровной площадке, без уклонов, с постоянной кривизной 956 метров, оборудован централизованной автоблокировкой, устройствами диагностики движущегося подвижного состава. Второй и третий пути имеют кривые переменного радиуса с прямыми вставками, уклоны до 12 ‰ и проходят через специальную мостовую эстакаду, а с западной стороны кольца имеют спрямлённый участок. Все три пути электрифицированы, причём в контактную сеть может подаваться как переменный ток (25 кВ 50 Гц), так и постоянный (3 кВ).
На первом кольцевом пути скорость движения испытываемых вагонов - до 120 км/ч, на втором и третьем — до 70 км/ч.
В юго-восточной части кольца напротив здания корпоративного университета РЖД и ВНИИЖТ расположены высокая и низкая пассажирские платформы для посадки в подвижной состав, а также съезды с первого пути кольца к железнодорожной станции Щербинка Курского направления Московской железной дороги, которое примыкает к путям кольца с восточной стороны. С подъездных путей в свою очередь имеются съезды в парк отстоя кольца. На фото они как раз видны.
На южной части кольца (на внешней стороне) находится макет железнодорожной станции, построенный специально для съёмок фильмов и рекламных роликов. В 2009 году на «станции» снимался фильм «Generation П». Здесь также снимали фильмы «Ландыш серебристый», «Самая обаятельная и привлекательная» и другие советские и российские картины. Макет был сооружён на крыше здания поста электрической централизации, в виде деревянной надстройки и платформы длиной около 10 метров. На станции присутствуют вывески: «багажное отделение» и «буфет (ООО ЛИСТ)». Кроме того, периодически меняется вывеска с названием станции. В разное время станция носила названия: «Сюзьва», «Любинская», «Расторгуево» и другие. Среди работников экспериментального кольца этот объект называют «Кошкин дом».
10. На кольце можно встретить редкого в наше время зверя, а именно зелёный ЧМЭ3-6036, построенный в 1988 году и обслуживающий ЭК ВНИИЖТ.
11. Красавец!
12. Левый путь внизу ведёт на закрытую территорию парка тракционных путей экспериментального кольца. Там отстаивается различный старый и новый подвижной состав, находятся локомотивный, вагонный и лабораторный корпуса, а также демонстрационно-обучающий выставочный центр наукоемких технологий, копровая лаборатория, выставочный павильон № 1, весовой стенд и т.д. Но попасть туда легально можно только во время экскурсий и массовых мероприятий типа Экспо 1520. Ближний к нам путь ведёт на кольцо в сторону бутафорской станции.
13. Взгляд назад. Чмуха возвращается со станции.
14. Приятный глазу, уставшему от серости, окрас.
15. Рядом со зданием корпоративного университета ОАО «РЖД» и ЭК ВНИИЖТ у платформы установлен паровоз Л-3348 - памятник в честь 175-летия российских железных дорог. Экспозиция также включает семафор и будку поста.
16. Паровоз построен Ворошиловградским (Луганским) заводом, табличка зав. № 14604/1952 (паровоз Л-4604). Установлен на пьедестал на ЭК ВНИИЖТ в Щербинке 30.08.2012. Ранее водил ретропоезда.
17. Красавец!
18. Посадочная платформа.
19. Далее двигаемся по кольцу против часовой стрелки.
20. Паровозная колонка, будка поста и табличка с таким редким сейчас напоминанием «Закрой сифон и поддувало», звучащим в наши дни как ругательство. На самом деле это совершенно не так и является предписанием для локомотивной бригады паровоза, дошедшем до нас из времени, когда они ещё царствовали на отечественных стальных магистралях.
Сифон на паровозе расположен перед котлом в дымовой коробке. Отработанный пар из цилиндров, проходя через сифон в дымовую трубу, создаёт разрежение в топке и как следствие - тягу для лучшего сгорания угля (грубо говоря, это как человек дует на тлеющие угли, чтобы разгорелся костёр). Можно создать тягу принудительно, пустив пар в сифон при неработающей паровой машине. При этом в трубу будут в большом количестве выбрасываться искры и недогоревшие частицы угля. В пожароопасных местах (например, при прохождении под деревянным мостом) это недопустимо. Отсюда и такое требование к машинисту.
Что касается знака «Закрой поддувало», то он ставится перед станциями, пешеходными настилами и мостами, которые находятся под паровозом. В паровозную эпоху, особенно в её начале, из-под паровоза высыпалось на путь из топки весьма приличное количество продуктов горения, в т.ч. горящие хлопья шлака и куски пылающего угля. В этой связи нередкими были случаи, когда из-за незакрытого поддувала начинали гореть пропитанные креозотом шпалы, а вслед за ними сгорали целые станции и вокзалы. Знак «Закрой поддувало» напоминал паровозной бригаде о необходимости закрыть зольник в опасном месте. На более современных моделях паровозов, выпускавшихся начиная с 1930–х годов стали устанавливать большие бункерные зольники, сквозь которые шлак из топки выбрасывался в гораздо меньшем количестве. Но знаки «Закрой поддувало» ставили вплоть до конца паровозной эры. Иногда (как здесь) в комплексе со знаком «Закрой сифон».
21. Вид обратно. Слева здание корпоративного университета.
22. «Внутрикольцевые» пейзажи. Весьма живописно, кстати. Даже зимой.
23. I (справа), а также II и III пути (левее) начинают потихоньку расходиться.
24.
25.
26.
27. С левой стороны начинаются два длинных электрифицированных тупиковых пути. Они частично используются для отстоя ПС, частично просто пустуют.
28. С одного из них как раз выезжал на кольцо совершенно нетипичный для электрифицированного исключительно постоянным током 3 кВ московского узла грузовой «переменник» ВЛ80с-1114, построенный в 1984 году и приписанный к ТЧЭ-46 Брянск-II. Уникален тем, что оборудован системой электроотопления пассажирского поезда, разработанной на Ростовском электровозоремонтном заводе (РЭРЗ). Ещё в советское время был поставлен работать на ЭК ВНИИЖТ, затем был приписан к депо Брянск, оттуда в 2016 г. на пару месяцев передавался в ТЧЭ-4 Лиски-Узловая, а затем вернулся назад в Брянск, где успел немного поработать по прямому назначению на плече Сухиничи-Главные - Конотоп (и, возможно, Киев (станция Дарница), после чего этот «Выльник» вновь вернулся на Малую Родину и обитает на кольце ВНИИЖТ.
29.
30. Первый путь окончательно ушёл в сторону, ближе к путям Курского направления.
31. Вместе с тупиковыми на этом участке пять путей.
32. Взгляд назад.
33. По правую руку началась территория Бутовского кладбища.
34. А с противоположной стороны над полем в небе стали появляться робкие просветы.
35. По факту в тот день был задействован только один путь.
36. Взгляд назад.
37. Живописное место. Надо туда ещё летом выбраться для контраста.
38. Взгляд назад. Выходной по виду и маркировке светофор, но непонятно почему он здесь. Полагаю, на кольце в плане средств СЦБ какая-то своя атмосфера.
39. Слева расположен Новокурьяновский лесопарк. Справа - зарастающее лесом Чечёрское поле. А дома вдали это - Южное Бутово.
40.
41.
42. По II и III путям начинается прямой участок.
43. Здесь расположен полигон безбалластных конструкций пути.
44. Пейзажи.
45. Справа располагается территория т.н. «хорды» экспериментального кольца. Ранее там находились старые тендеры от паровозов и множество вагонов-лабораторий самого разного назначения. В нынешнее время это полузаброшенная территория, ограниченная с запада малоиспользуемым кольцевым путём и хордовым путём, по которому регулярно ходит поезд, с востока. Внутри находятся запасы щебня, заросшие пути и бетонные конструкции, несколько заброшенных служебных и складских зданий вперемешку с молодым лесом. Южная часть близ лаборатории контактной сети и переезда обитаема, посторонним лучше стараться там не появляться во избежание встречи с охранниками. Насквозь хорду пронизывают три тропинки, по которым жители Новокурьянова ходят в Бутово. Мы решили туда по сугробам не соваться. Тем более, что день в феврале короткий, а нам было ещё прилично ходить.
46.
47. Взгляд назад.
48. Мостик над грунтовкой, ведущий из Новокурьянова к Чечёрскому полю и Южному Бутово.
49. Здание бывшей лаборатории контактной сети ВНИИЖТ. В корпусе проводились комплекс испытаний контактных проводов на устойчивость к механическим воздействиям и погодным факторам. Рядом с ним (к сожалению, за забором) есть ещё один любопытный объект - опытный участок перестановки вагонов с раздвижными колёсными парами на европейскую колею (1435 мм). Участок двухпутный. На пути с колеёй 1520 мм находится платформа с «удочкой» для перемещения вагонов с раздвижными колёсными парами через переводное устройство. На втором пути находится устройство перевода вагона с раздвижными колёсными парами с колеи 1520 мм на 1435 мм.
50. Да и не видно там ничего было под снегом. Жаль, что это заброшено.
51. Вид обратно. Конец прямого участка.
52. По правую руку начинается микрорайон Посёлок гарнизона «Остафьево». Основан в 1934 году как посёлок при аэродроме. Включён в состав Щербинки в 2004 году.
53.
54. Слева раньше было ответвление к экспериментальной эстакаде, построенной в 1974-м году для проведения статических и динамических испытания мостов под нагрузкой проходящих поездов. В 90-х эстакада была закрыта. В конце нулевых её хотели восстановить, но так и не восстановили. Более подробно о её истории и проводившихся исследованиях можно почитать здесь.
55.
56. Прогуляемся на заброшенную эстакаду.
57. Она расположена аккурат над Железногорским проездом, единственной асфальтированной дорогой, которая ведёт в деревню Новокурьяново.
58. Ходить там нужно очень осторожно. Того и гляди провалишься.
59. В деревню мы прогуляемся уже в следующем выпуске.
60.
61. А в завершение этого прогуляемся ещё немного по эстакаде.
62. Есть участок без ограждений.
63. А далее и вовсе без шпал.
64. Здесь же начинаются заросли.
65. В этой связи было принято решение спускаться.
66. Камыши.
67. И уже знакомый нам «Выльник».
68. Эстакада с дороги. Далее мы отправились в деревню.
Но об этом я поведаю уже в следующем выпуске. А на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
|
</> |