Прогулка по Петергофу. Часть 1.
alrina — 27.09.2017 Петергоф манил меня с самого детства, по рассказам мамы, открыткам, фотографиям... Больше всего я хотела увидеть эти чудные фонтаны, само создание которых стало чудом инженерной мысли века восемнадцатого (общеизвестный, наверное, озвучу факт - вся система фонтанов работает без применения насосов, благодаря удачно использованному рельефу местности). Однако, я выросла, желание видеть Петергоф осталось, вот только фонтаны несколько отступили на задний план. Сейчас для меня Петергоф - это прежде всего возможность побродить по берегу Финского залива (видимо, папино влияние пересилило мамины восторги)). Потому бросив мимолетный взгляд на маленький, словно кукольный домик - Эрмитаж,я свернула в другую сторону, чтобы прогуляться по берегу, послушать, как поскрипывает под кроссовками мокрый песок, понаблюдать за чайками, отдыхающими на прибрежных камнях,
или покачивающимися на волнах маленькими корабликами:
за уточками:
послушать, как тихонько шуршат набегающие на берег волны, разбиваясь о камни:
ощутить на лице соленые брызги,
вдохнуть запах моря:
полюбоваться поздними цветочками, выросшими на песке или среди камней:
услышать, как шепчутся о чем-то листья деревьев с заблудившимся в кронах ветром:
уловить первые признаки осени:
и ощутив, как сердце тихо наполняется восторгом и счастьем, как от долгожданной встречи со старым другом, отправиться-таки на прогулку по парку:) Хотя Финский, конечно же, притягивал взгляд, да и весь мой организм к себе еще не раз за этот день:)
Обошла по кругу Эрмитаж - двухэтажный павильон, строительство которого началось в 1721 году, еще при Петре, а закончилось уже после его смерти. На втором этаженаходилась Зала, где проходили обеды императорской семьи и наиболее приближенных лиц. Внизу, на первом этаже, находились кухня, буфетная и кладовые, именно здесь слуги сервировали стол для обеда, который затем подавался наверх при помощи специального подъемного механизма. Долгое время и гости поднимались на второй этаж при помощи своеобразного лифта - кресла, но однажды, при Павле I, трос, держащий кресло, оборвался. Тогда было велено подъемный механизм уничтожить, а вместо него соорудить лестницу.
Чудная балконная решетка, целое произведение искусства:
Павильон окружен рвом с водой, через который перекинут мостик:
Иду дальше. В глубине идеально ровной зеленой изгороди, окаймляющей дорожку парка, показался дворец Марли. Но Марли-то мне видеть доводилось не раз,
а вот работающие фонтаны - еще нет. Потому сворачиваю на другую тропинку:
чтобы полюбоваться Львиным каскадом:
По задумке Петра, каждому дворцу, построенному в парке, должен был соответствовать свой каскад. Однако, Эрмитаж долгое время был каскадом обделён - только в 1801 идею Петра воплотил в жизнь Андрей Воронихин, по проекту которого был сооружен возле павильона ступенчатый бассейн-фонтан, охраняемый с двух сторон грозными каменными львами.
Так и получил каскад двойное название - Эрмитажный по расположению и Львиный по оформлению.
Однако, в 50-ые годы 19-го века каскад, переживавший не лучшие свои дни, был разобран, и на его месте по проекту Штакеншнейдера был построен новый фонтан-каскад, с колоннадой из мрамора и гранита, напоминающей древнегереческий храм. По бокам его по-прежнему стерегли львы, а в середину поместили статую нимфы Аганиппы – покровительницы одноименного источника у подножия горы Геликон, к которому люди приходили в поисках поэтического вдохновения:
От Львиного каскада аллея приводит к Марлинскому пруду, над которым легким белоснежным облаком парит дворец Марли. Немного пожалела, что нынче ветренно, рябь на поверхности пруда спрятала отражение дворца:
Уточки плавают:) Если в Выборге хозяйничают чайки, то в Петергофе - совершенно точно утки. Их тут невероятное количество, и они точно знают, у кого в запасе есть булки:))
Раз есть дворец - значит есть и каскад. Иду на поиски:) Сначала обнаружились четыре Тритона-колокола - точные копии фигурок 18-го века, которые были вывезены немцами в годы Великой Отечественной:
Затем, среди зелени аллеи показались статуи и вазоны, расположенные в одну линию с Менажерными фонтанами:
А вот и сами фонтаны - мощные, взмывающие на высоту 15 метров струи воды. Выглядит впечатляюще, при этом расход воды на них очень невелик. Потому и назвали эти фонтаны менажерными (от французского "экономить").
Секрет этих фонтанов заключается в особой конструкции фонтанной насадки, которая была предложена самим Петром I и изготовлена по его собственноручному чертежу.
За Менажерными фонтанами вижу, наконец, и каскад дворца Марли. Чудной красоты каскад "Золотая гора", изящный, утонченный и воздушный, как и сам дворец. Сочетание белого каррарского мрамора с золочеными листами меди особенно эффектно смотрится на фоне темной зелени сосен рядом. И на фоне голубого неба, но такой роскоши в Питере не часто увидишь:)
Внизу, в мраморном бассейне, куда стекает вода, напрыгавшись по ступенькам каскада, стоит статуя Флоры - богини весны и обновления:
Ступени украшают статуи античных богов и героев (итальянские копии с античных оригиналов):
На вершине каскада - три фигуры богов. В центре, с трезубцем в руке, владыка морей Нептун (Посейдон) - то воплощается мысль о морском владычестве Российской империи. По сторонам от царя морского - трубящий в раковину Тритон и Вакх, бог виноделия и веселья:
Вода извергается из пасти трех морских чудовищ у ног Нептуна:
и скачет дальше вниз по золотистым ступеням, чтобы успокоиться у ног Флоры:
С вершины каскада открывается великолепный вид на парк и убегающий за горизонт Финский залив:
Уловив легкое жужжание над головой, вижу мелкую авиацию:
Иногда даже не в одном экземпляре:)
Еще один взгляд на Марли:
В Малом Марлинском пруду, возможно, удалось бы поймать отражение, если бы ветер не заменила уточка, создавшая легкую рябь на воде:)
А потом мне показалось, что, заглянув в дальнюю часть парка, я попала в цветочный рай:)
Тут я, конечно, задержалась:) Как же пройти мимо цветочков, тем более, когда на дворе-то уже осень? Мимо меня пробегали группы туристов, стремящиеся за коротенькое свободное время успеть объять необъятный Петергоф, а я любовалась, вдыхала нежный аромат, и радовалась, что не нужно никуда спешить. Вот оно, главное достоинство самостоятельных прогулок:)
Розовая аллея меня покорила. Столько красоты... и столько труда и души садовников в нее вложено:
А среди этого цветочного разнообразия памятник Петру, который я раньше не видела. Суровый император, бережно и нежно держащий на руках сына, смотрится как-то непривычно и трогательно:
Жаль только, что на берег залива нынче здесь не пройти - реставрационный работы. На той лавочке я бы еще немного задержалась:)
Потому вновь возвращаюсь в Марли, чтобы продолжить прогулку - к Монплезиру и далее...
Продолжение следует...
|
</> |