Прогресс под знаменем ислама

топ 100 блогов novayagazeta03.04.2016 Возможна ли социальная модернизация на Северном Кавказе.
Прогресс под знаменем ислама

Прогресс под знаменем ислама

Ученые из Института экономической политики имени Гайдара, Ирина Стародубровская и Константин Казенин, провели исследование: насколько регионы Северного Кавказа готовы к смене традиционных политических практик и демократическим преобразованиям. Старые клановые связи мешают обновлению элит и политических практик, но молодые образованные кавказцы, заинтересованные в реформах, начинают менять систему изнутри, пишут эксперты. 1 апреля доклад был представлен на площадке Комитета гражданских инициатив. «Новая газета» ознакомилась с исследованием и поговорила с авторами.

«Северный Кавказ переживает сейчас один из наиболее масштабных переломных моментов в истории любого общества, связанный с размыванием традиционных отношений, активной урбанизацией и встраиванием в глобальный мир», — утверждают Ирина Стародубровская и Константин Казенин. В этих условиях обостряются противоречия между идеологиями, общественными группами, между старым и новым, напряженность в обществе возрастает. Государство же поддерживает старые клановые элиты и жестко подавляет религиозное инакомыслие, что порождает радикализацию и не помогает решить назревшие проблемы.

На Северном Кавказе едва ли найдется много сторонников либеральных ценностей и демократии, констатируют эксперты, хотя даже мусульманам-фундаменталистам необходимы такие ценности, как свобода слова и собраний, чтобы распространять свои идеи и влияние. При этом отношение к выборам отличается от группы к группе: в каких-то религиозных течениях считают недопустимым участвовать в выборах любого уровня, в каких-то любая политическая деятельность является допустимой, а кто-то считает, что можно участвовать только в работе местных властей, а избираться в парламенты нельзя: издание законов — прерогатива Всевышнего.

Одной из причин архаичности политических практик на Кавказе эксперты называют недостаток больших городов, которые всегда разрушают традиционные социальные практики: к крупным городам здесь можно отнести главным образом только Махачкалу. Тем не менее, новый городской класс подрастает. Молодежь становится все более образованной и космополитичной. Девушки все чаще поступают в медицинские вузы, где нельзя учиться заочно, а значит, их подход к замужеству, к рождению детей и к своему положению в обществе меняется, медленно приближаясь к западному. Эти тенденции проявляются не везде: в разных селах люди подходят к воспитанию и образованию детей по-разному.

«Очень сложно однозначно оценить, как распространение исламского фундаментализма влияет на положение женщин, но если сравнивать с адатом, где женщина в принципе не является субъектом права, то ислам является очевидным шагом вперед, — замечает Ирина Стародубровская, руководитель направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Гайдара. — В Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии есть территории, где женщины с 90-х годов становились основными добытчиками в семье: они лучше приспособились к исчезновению привычной занятости, взялись за какое-то ремесло, земледелие, и в результате гендерные иерархии ломались достаточно сильно».

В борьбе архаики и модернизации неоднозначную роль играет нетрадиционный ислам: с одной стороны, мусульмане-фундаменталисты не приемлют ни современный образ жизни, ни российское государство. С другой стороны, есть умеренные течения нетрадиционного ислама, приверженцы которого высоко ценят просвещение, в том числе светское, и поддерживают в своих селах образовательные проекты.

«Я знаю немало инициатив сельских диаспор в городах Дагестана (в первую очередь в Махачкале) по улучшению образования,  том числе светского, в своих селах: они могут финансировать образовательные инновации, помогать с улучшение доступа к разнообразным IT-ресурсам, налаживать коммуникацию между крупными вузами и школами, приглашать преподавателей, организовывать олимпиады — как правило, речь идет о бизнесменах, принадлежащих к умеренным течениям нетрадиционного ислама», — говорит Ирина Стародубровская.

Такие мусульмане противопоставляют себе остаткам традиционного общества на Кавказе и нынешним властям. Именно нетрадиционный ислам, в том числе фундаменталистский, на Кавказе становится источником протестных настроений, замечают эксперты: образованный верующий мусульманин позволяет себе оценивать решения власти и рассуждать о справедливости, руководствуясь религиозным знанием. Здесь особую роль играет практика, когда молодые кавказцы уезжают получать религиозное образование за границу.

«Люди не просто получают знания: они надолго выключаются из системы традиционных отношений, и поэтому могут выступить носителями новых ценностей, — замечает Стародубровская. — Во всех селах, которые мне приходилось исследовать на предмет религиозного конфликта, первая искра возникала из того, что старшие настаивали на безоговорочном авторитете старшинства, а вернувшиеся молодые — на авторитете знания, и часто это было довольно жесткое противостояние. Молодые хотели, чтобы люди «правильно молились и правильно жили», обычно это означало возвращение к ортодоксальному исламу. Но сам по себе акт выхода из традиционного представления о правильной организации жизни — это очень индивидуалистичный шаг, хотя человек может отрицать ценности свободы, либерализма и так далее. Макс Вебер писал, что протестанты не стремились к демократии, свободе или либерализму, но тем, как они организовывали свою жизнь, они принципиально меняли систему ценностей. У меня есть ощущение, что в случае исламского фундаментализма мы имеем очень схожий вариант воздействия. Это очень серьезный слом традиционной системы, который открывает возможности для изменений».

В докладе затрагивается вопрос генезис и сменяемости кавказских элит: в разных республиках они формировались по-разному. Например, в Кабардино-Балкарии позднесоветская элита сохранила влияние до сего дня, в Карачаево-Черкесии ее потеснили подпольные предприниматели конца СССР, в Дагестане — предприниматели и лидеры общественных движений. В Ингушетии и Чечне местная элита вообще сформировалась в основном после распада СССР.

При разделе должностей на Кавказе традиционно использовалось неформальное национальное квотирование: в органах власти должен был соблюдаться оговоренный баланс национальностей. Но в последние 10-15 лет эта практика утратила актуальность, в том числе и потому, что люди постепенно потеряли веру в то, что чиновник «своей» национальности будет отстаивать их интересы.

При этом, согласно результатам исследования, знаменитые кавказские «кланы» во власти, объединяются не родством или национальностью: как и в других регионах России, они состоят из политиков и бизнесменов с общими интересами. Но есть и отличия: например, в кавказских «кланах» более строгая иерархия. Лидер сохраняет свой авторитет и влияние даже после ухода с высокого поста, а формирование новых «кланов» жестко блокируется действующими элитами. При этом «кланы» могут и находиться в полном подчинении у главы республики, и сотрудничать с ним на правах партнеров, и даже вступать в конфронтацию, как в Дагестане и Карачаево-Черкесии, замечают эксперты. Большое влияние «кланов» в кавказских республиках мешает ротации в элитах: внутри групп карьерный рост привязан к отношениям с лидером, а не к деловым качествам, а новые люди извне не допускаются. Такие элиты имеют иммунитет к любым попыткам модернизации сверху, констатируют эксперты.

Институт выборов в регионе значительно ограничен, гласит доклад: «В настоящее время на Северном Кавказе практически не осталось сел, районов и городов, главы которых избирались бы всенародно». Главы исполнительной власти избираются местными депутатами или сельскими советами, при этом неформальные договоренности играют ключевую роль. Тем не менее, определенные либеральные подвижки исследователи заметили: например, падает роль национальной и тейповой солидарности: на выборах главы села все чаще члены одного тейпа голосуют за разных кандидатов. А если в селе есть большое и активное молодежное сообщество, оно имеет реальные шансы привести к победе своего кандидата, выступающего с реформаторской программой.

Это дает основания считать, что институт свободных выборов вовсе не противопоказан Северному Кавказу, как уверены многие, говорит Константин Казенин, старший научный сотрудник института Гайдара. С выборами связан определенный риск обострения межэтнических и прочих противоречий, но рано или поздно демократические институты на Кавказе должны заработать, считает Казенин: «Северо-Восточный Кавказ обречен на перемены, особенно Дагестан, самый крупный по числу населения и по уровню общественной активности: в постсоветское он время пережил обвальную урбанизацию, а это всегда момент резких перемен».

Межэтническая напряженность, по наблюдениям авторов доклада, как правило, провоцируется не столько ксенофобией, сколько объективными конфликтами вокруг пользования землей: они возникли в результате возвращения депортированных жителей и непрозрачной земельной политики местных властей. Что касается религиозно мотивированного насилия, то здесь ислам часто становится идеологической оболочкой агрессии для людей, чувствующих себя беззащитными как перед вооруженным подпольем, так и перед коррумпированными силовиками.

Эксперты настаивают на том, что сейчас на Северном Кавказе есть силы, заинтересованные в модернизации общества и политической системы: это не связанный с кланами малый и средний бизнес, местные чиновники, городская интеллигенция. «Социальные лифты открыты для тех, кто имеет лояльность к региональной верхушке. Люди, которые имеют неплохое образование, опыт работы и взаимодействия с  другими регионами, видят, что есть альтернативы клановой системе, и заинтересованы в более понятных правилах игры, — замечает Константин Казенин. — Молодые предприниматели, люди свободных профессий устраивают огромное количество дискуссионных клубов, общественных площадок, где они говорят не о бизнесе, о том как изменить жизнь в республике. В Ингушетии, в Дагестане такого довольно много».

В представлении всех этих социально активных кавказцев преобразования неразрывно связаны с исламом, и этим нельзя пренебрегать при выработке государственной политики в регионе, подчеркивают эксперты. «Не всегда интерес к модернизации выглядит так, как мы привыкли его наблюдать, то есть, рациональный светский интерес, связанный с развитием экономики, — отмечает Ирина Стародубровская. — На Кавказе очень часто ценности по сути модернизационные выступают как ценности ислама: знание, как религиозное, так и светское, важность исполнения договоров, законопослушность, уважительные отношения между людьми, цивилизованное городское поведение».

Для того, чтобы снять напряженность и запустить в регионе позитивные изменения, авторы доклада рекомендуют руководству страны создать предпосылки для смены элит, начать новые образовательные программы, либерализировать религиозную сферу и не бороться с умеренными проповедниками, а также не блокировать социальные лифты и политическую активность. Необходимо повысить реальную роль российского законодательства в жизни региона, при этом вполне возможна ограниченная легализация шариатских судов, которые сейчас во многих случаях предпочитаются судам светским, например, в случаях семейных конфликтов.

«Очень важно расширять кругозор активных, в том числе и религиозных, молодых людей, — добавляет Стародубровская. — Все годы, что я  работаю на Кавказе, я убеждаюсь: важно не то, какую позицию занимает молодой человек, важно, в какой мере он представляет себе, как устроен мир и где находятся его взгляды во всем многообразии других взглядов и представлений. И для преодоления радикализма, и для обновления общества это ключевой момент».

Анна Байдакова
Фото: ТАСС


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По ссылке какого-то френда начал читать попаданцев: космический корабль пришельцев, боевой линкор километров 17-ти терпит катастрофу над Москвой 22 июня 1941 г. Пришельцы заключают военный союз со Сталиным против Гитлера, т.к. только в Сталине ...
Опаньки !!! И как вам такая "красота" на шлеме? Боец сзади даже белый кант на звезде краской отбил. А сержант на переднем плане прикрепил фуражечную звезду 35 мм из 30х-40х. Кстати, хорошо видно различие в погонах - у сержанта и стоящего за ним бойца накладные литеры из ...
Изумительнешие кадры кинохроники и фотографии... Смотрите, и наслаждайтесь былым...... к моему глубочайшему сожалению, русские, да и не только русские..... - уже далеко не те ВОИНЫ!!!.......... (((((((((( Тогда был только Советский Союз! Разрабы! А Хрена ...
В Подмосковье на Можайском шоссе в районе посёлка Большие Вязёмы произошел теракт. Взорвали автомобиль Toyota Land Cruiser, за рулем которого была Дарья Дугина. Девушка погибла. По предварительным данным, под днищем машины сработало самодельное взрывное устройство, мощностью 200-300 гр в ...
Перепуганная четвероногая пассажирка за несколько минут практически уничтожила салон иномарки. В итоге владельцу машины насчитали 1,5 миллиона рублей ущерба. Инцидент произошел в Нижнем Новгороде. Как сообщает пресс-служба компании «А***Страхование», клиент компании застраховал свой ...