Продолжим разговор о Толстом

топ 100 блогов tareeva14.08.2023
Нельзя не коснуться отношения Толстого с христианством. Толстой не верил в то, что Христос – сын Божий. Он считал Христа пророком и создателем нравственного учения, которое Толстой полностью разделял. Самосовершенствование – значит, стремление к идеалу, а идеалом было следование учению Христа. Как не-христианин, Толстой был отлучён от церкви и предан анафеме. Моя дочь, шибко православная, относится к Толстому резко отрицательно. А у меня то, что Толстой не считал Христа сыном Божьим, почему-то вызывает улыбку. Наверное, потому, что я понимаю, с чем это связано. Художники и писатели-реалисты XIX века изображали жизнь в формах самой жизни. Они всегда сохраняли верность натуре, натура была их Богом. И, как реалист, Толстой не мог принять божественное происхождение Христа, потому что ничего подобного он в жизни не наблюдал, не видел. Не-христианство Толстого – это издержки его реализма. Мы уже говорили о популярности Толстого. Но мы себе плохо представляем, как это выглядело. Я посмотрела по телевизору документальный фильм, не помню, когда, наверное, его показали в связи с каким-нибудь юбилеем Толстого. Я увидела, что возле дома Толстого стоит множество людей, и, когда он выходит из дома, вся эта толпа идёт вслед за ним, огромная толпа. Его спутники с трудом прокладывают ему дорогу в этой толпе. Я не представляю себе, как он воспринимал такое своё положение, что он при этом чувствовал.

Кто-то из писателей, не помню, кто, кажется, Куприн, описал такой случай. Один из тех, кто должен был провозглашать анафему, недавно прочёл повесть Толстого «Казаки», а он сам был казак. В повести его поразила правдивость и точность деталей. И когда нужно было провозгласить: «Боярину Толстому анафема», он провозгласил: «Боярину Толстому слава». Уж не знаю, было ли это в действительности или писатель это выдумал. Но допускаю, что это вполне могло случиться.

Отношения Толстого с кинематографом – это особая тема. Я видела по телевизору американский фильм о Толстом, биографический. Не то чтобы он мне очень понравился, но я была благодарна американцам за то, что они взялись за эту тему. Наши отечественные киношники ничего о Толстом не сняли. Толстой как личность никого из них совершенно не заинтересовал.

Произведения Толстого инсценировали, экранизировали и продолжают экранизировать, и так будет всегда. «Анну Каренину» экранизировали около 30 раз, среди экранизаций есть индийская, египетская, венесуэльская, аргентинская, бразильская и пр. Я из зарубежных экранизаций видела только «Анну Каренину» с Гретой Гарбо. Она мне не понравилась. Создатели фильма очень хотели передать русский национальный колорит, и получилась развесистая клюква. В нашей стране фильм «Анна Каренина» сняли Александр Зархи и Сергей Соловьёв. Фильм Зархи мне понравился. Анну там сыграла Татьяна Самойлова, тогда изумительно красивая. И не просто красивая, она воплощала всё прекрасное, что может быть в человеке. Я помню, что она произвела большое впечатление на зарубежных зрителей. Помню, что в Италии был клуб фанатов Татьяны Самойловой. Я тогда подумала, что Татьяна Самойлова – это национальная гордость, что русские должны ею гордиться. Каренина в фильме Зархи сыграл Николай Гриценко, которого я считаю великим актёром. Это было давно, но я помню Каренина-Гриценко у постели тяжело больной Анны. Каренина история с изменой Анны поставила в очень трудное положение. Он занимал высокое положение в обществе, и измена Анны, о которой стало известно в свете, поставила всё это под удар. Он возвращался домой, и прислуга ему сказала, что Анна умирает. И он испытал облегчение. Анна умрёт, и всё разрешится само собой. А потом он увидел больную Анну, и его вдруг охватило острое чувство жалости. А Анна в это время сказала: «Алёша, ты прости меня, совсем прости». Он заплакал, и ясно было, что простил. Анна сказала: «Вы думали, он не простит, вы не знали, какой он, а я знала». Я считаю, что первое «Воскресение» в творчестве Толстого произошло не с Нехлюдовым в романе «Воскресение», а с Карениным в романе «Анна Каренина». И Гриценко это сыграл изумительно, он переродился на глазах. А Вронского играл Лановой, и это был такой Вронский, в которого невозможно было не влюбиться. Княгиню Бетси Тверскую в этом фильме сыграла Майя Плисецкая, и это одна из больших удач фильма. И, мне кажется, для всех стало неожиданностью, что Плисецкая оказалась прекрасной драматической актрисой.
Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мой очередной материал на Новороссии про недалекое будующие. Вот и закончились спокойная жизнь, история крутнулась и вернулась к событиям начала прошлого века и тридцатых годов. Вот и в очередной раз подошла Русь к своему водоразделу, лодку качается все сильней и уже ясно, что ее не ...
Давеча один из читателей, защищая "облико морале" одного из кумиров российских социалистов и "лево"-либералов Герцена (который увёл жену у лучшего друга Огарёва), заявил в пику, что тот же адмирал Колчак (хотя А.В. Тимирёва была женой всего лишь его ...
Для тех, кто не верит что масочки являются адекватным способом защиты от ковида, есть более лучшее средство.           ...
Последний день марта. Раннее утро. На плато Качи-Кальон, что под Бахчисараем, подходят небольшие группы молодых людей. Все они собираются у отвесного выступа, расположенного над скитом св. Анастасии древнего пещерного города Качи-Кальон. Для ...
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. ...