Продолжим разговор о Толстом
tareeva — 14.08.2023Нельзя не коснуться отношения Толстого с христианством. Толстой не верил в то, что Христос – сын Божий. Он считал Христа пророком и создателем нравственного учения, которое Толстой полностью разделял. Самосовершенствование – значит, стремление к идеалу, а идеалом было следование учению Христа. Как не-христианин, Толстой был отлучён от церкви и предан анафеме. Моя дочь, шибко православная, относится к Толстому резко отрицательно. А у меня то, что Толстой не считал Христа сыном Божьим, почему-то вызывает улыбку. Наверное, потому, что я понимаю, с чем это связано. Художники и писатели-реалисты XIX века изображали жизнь в формах самой жизни. Они всегда сохраняли верность натуре, натура была их Богом. И, как реалист, Толстой не мог принять божественное происхождение Христа, потому что ничего подобного он в жизни не наблюдал, не видел. Не-христианство Толстого – это издержки его реализма. Мы уже говорили о популярности Толстого. Но мы себе плохо представляем, как это выглядело. Я посмотрела по телевизору документальный фильм, не помню, когда, наверное, его показали в связи с каким-нибудь юбилеем Толстого. Я увидела, что возле дома Толстого стоит множество людей, и, когда он выходит из дома, вся эта толпа идёт вслед за ним, огромная толпа. Его спутники с трудом прокладывают ему дорогу в этой толпе. Я не представляю себе, как он воспринимал такое своё положение, что он при этом чувствовал.
Кто-то из писателей, не помню, кто, кажется, Куприн, описал такой случай. Один из тех, кто должен был провозглашать анафему, недавно прочёл повесть Толстого «Казаки», а он сам был казак. В повести его поразила правдивость и точность деталей. И когда нужно было провозгласить: «Боярину Толстому анафема», он провозгласил: «Боярину Толстому слава». Уж не знаю, было ли это в действительности или писатель это выдумал. Но допускаю, что это вполне могло случиться.
Отношения Толстого с кинематографом – это особая тема. Я видела по телевизору американский фильм о Толстом, биографический. Не то чтобы он мне очень понравился, но я была благодарна американцам за то, что они взялись за эту тему. Наши отечественные киношники ничего о Толстом не сняли. Толстой как личность никого из них совершенно не заинтересовал.
Произведения Толстого инсценировали, экранизировали и продолжают экранизировать, и так будет всегда. «Анну Каренину» экранизировали около 30 раз, среди экранизаций есть индийская, египетская, венесуэльская, аргентинская, бразильская и пр. Я из зарубежных экранизаций видела только «Анну Каренину» с Гретой Гарбо. Она мне не понравилась. Создатели фильма очень хотели передать русский национальный колорит, и получилась развесистая клюква. В нашей стране фильм «Анна Каренина» сняли Александр Зархи и Сергей Соловьёв. Фильм Зархи мне понравился. Анну там сыграла Татьяна Самойлова, тогда изумительно красивая. И не просто красивая, она воплощала всё прекрасное, что может быть в человеке. Я помню, что она произвела большое впечатление на зарубежных зрителей. Помню, что в Италии был клуб фанатов Татьяны Самойловой. Я тогда подумала, что Татьяна Самойлова – это национальная гордость, что русские должны ею гордиться. Каренина в фильме Зархи сыграл Николай Гриценко, которого я считаю великим актёром. Это было давно, но я помню Каренина-Гриценко у постели тяжело больной Анны. Каренина история с изменой Анны поставила в очень трудное положение. Он занимал высокое положение в обществе, и измена Анны, о которой стало известно в свете, поставила всё это под удар. Он возвращался домой, и прислуга ему сказала, что Анна умирает. И он испытал облегчение. Анна умрёт, и всё разрешится само собой. А потом он увидел больную Анну, и его вдруг охватило острое чувство жалости. А Анна в это время сказала: «Алёша, ты прости меня, совсем прости». Он заплакал, и ясно было, что простил. Анна сказала: «Вы думали, он не простит, вы не знали, какой он, а я знала». Я считаю, что первое «Воскресение» в творчестве Толстого произошло не с Нехлюдовым в романе «Воскресение», а с Карениным в романе «Анна Каренина». И Гриценко это сыграл изумительно, он переродился на глазах. А Вронского играл Лановой, и это был такой Вронский, в которого невозможно было не влюбиться. Княгиню Бетси Тверскую в этом фильме сыграла Майя Плисецкая, и это одна из больших удач фильма. И, мне кажется, для всех стало неожиданностью, что Плисецкая оказалась прекрасной драматической актрисой.
Продолжение следует.
|
</> |