"Проблемная" картина с раздражающим господином
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Проблемная картина с раздражающим господином](/images/main/problemnaya-kartina-s-razdrajayuschim-gospodinom-f7daf0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/9669/9669_600.png)
На этой картине мы видим типичный поезд XIX века, в вагоне которого сидят три пассажира. Правда, на первом плане только два из них — молодая девушка и мужчина средних лет.
![Проблемная картина с раздражающим господином](/images/main/problemnaya-kartina-s-razdrajayuschim-gospodinom-1a0fa5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/1317376/1317376_600.jpg)
Бертольд Вольц «Раздражающий господин», 1874 год →
Девушка юна и красива, везёт с собой багаж (гобеленовую сумку, деревянную коробку и шторы), одета во всё чёрное, что, возможно, говорит об её трауре. Пожалуй, она ещё слишком молода, чтобы хоронить мужа, но, может быть, умер кто-то из её близких родственников, мама или отец… На лице девушки можно увидеть слёзы. То ли они вызваны горем от потери родственника, то ли красавица расстроена из-за навязчивых ухаживаний джентльмена с соседнего сидения, то ли всё вместе.
Как видите, наклоняясь над спинкой сиденья, горе-кавалер пристально смотрит на девушку, размахивая зажжённой сигарой. Похоже, он пытается завязать беседу, вот только у его попутчицы нет на то никакого желания. Вероятно, юная пассажирка даже раздражена, в её взгляде чувствуется негодование, вот только сделать красавица ничего не может: путешествует она одна, и никто за неё не вступается. Обратите, кстати, внимание: на заднем плане, с самого краю холста, нарисован ещё один персонаж, который почти обрезан художником. Этот пожилой человек с угрюмым лицом, пожалуй, хорошо понимает весь смысл происходящего, но предпочитает не вмешиваться в ситуацию: просто сидит, потупив взор, и старается делать вид, что ничего не происходит...
* * *
Эта картина написана в жанре «проблемных», который был очень популярным у европейских художников конца XIX века. Этот жанр представлял собой картину с сюжетом, который нёс какой-либо конфликт, причём не только внешний, но и внутренний. Обычно такие произведения вызывали многочисленные споры и предположения, их даже обсуждали в газетах, на различных встречах и приёмах. «Проблемный» жанр был хоть и недолговечен, но очень популярен и перекликался с работами русских передвижников.