Куда же направляется герой "Порожняков"?
elika — 01.07.2024 Утренняя живолисть.Начиная с лета 2022 года, то есть уже третий сезон, я веду в своём блоге эту рубрику об истории картин и о картинах с историей.
В санях едет молодой человек, который, судя по всему, сильно замёрз. Он кутается в своё совсем не тёплое пальто и пытается согреться, засунув руки в рукава. Кто он такой? Семинарист, что едет домой на каникулы. Наконец-то отдохнёт от учёбы, муштры, шума, голода и прочих прелестей семинаристского быта.
Илларион Прянишников «Порожняки», 1872 год
Жизнь семинаристов того периода не была роскошной, порой приходилось жить в тесных комнатах по 6—10 человек, недоедать, терпеть нужду и дедовщину. О том, как тогда жилось семинаристам, можно понять по некоторым сохранившимся воспоминаниям. Вот так, например, об этом пишет Иван Никитин в своей повести «Дневник семинариста»:
«Слава тебе, Господи! Вот и каникулы! Вот, наконец, я и дома… Да! Нужно, подобно мне, позубрить круглый год уроки, ежедневно, — да ещё два раза в день, — за исключением, разумеется, праздников, — промерить от квартиры до семинарии версты четыре или более; потом в душной комнате, в кружке шести человек товарищей, подчас в дыму тютюна, погнуться до полночи над запачканною тетрадкой или истрепанною книгой, потвердить греческий и латинский языки, геометрию, герменевтику, философию и прочее и прочее и после броситься с досадою на жёсткую постель и заснуть с тощим желудком, оттого что какие-нибудь там жиденькие, сваренные с свиным салом щи пролиты на пол пьяною хозяйкою дома, — нужно, говорю я, всё это пережить и перечувствовать, чтобы оценить всю прелесть тёплого, гостеприимного, родного уголка…»
А вот из воспоминаний митрополита Евлогия:
«В духовное училище дети поступали — крошки, девятилетние мальчики. Их привозили из тёплого семейного гнезда — в казарму. Какую бурю они, бедные, переживали! Их распределяли по койкам (в одном дортуаре человек по сорок)… Приезжали они нежные, сентиментальные, доверчивые — и переживали, каждый по-своему, настоящую драму… Не забыть мне одного мальчика — Колю Михайловского, умного, нежного, ласкового. Через две недели по поступлении он ночью пропал (бежал домой)… Объяснил мальчик свой побег просто: "Там нехорошо, обратно не хочу…"»
Наверняка и семинарист Прянишникова, несмотря на лютый холод, тоже рад возвращению домой. Трудно сказать, захочет ли потом юноша вернуться в семинарию, но очень хочется надеяться, что в любом случае его жизнь сложится хорошо.
|
</> |