Проблемы моих студентов. Часть 4. "Китаизация"
navlasov — 21.12.2016 Некоторое время назад я уже писал об этой проблеме довольно подробно. Но в данном случае не грех и повториться.У нас, как и во многих российских вузах, есть китайские студенты. Лет десять назад я мог безошибочно, не глядя на фамилию, отличить работу китайского студента от работы студента российского. По уровню владения русским языком.
Сейчас у меня это получается далеко не всегда.
И дело, как вы понимаете, не в том, что китайцы поднатужились и выучили русский язык. Совсем даже наоборот: это в работах российских студентов грамотность упала до весьма низкого уровня.
Я, конечно, не буду обобщать. Есть довольно много ребят, работы которых читать легко и приятно. Но средний уровень упал довольно заметно. И это при том, подчеркну, что без высокого балла по русскому языку к нам не поступить. Здесь можно было бы порассуждать о недостатках ЕГЭ, но я не буду этого делать, поскольку об этом, во-первых, и так много написано, а во-вторых, главная причина, на мой взгляд, вовсе не в этом.
Для осознания масштаба проблемы: я сейчас не говорю о стилистике или расстановке запятых. На них я уже давно махнул рукой. Но все больше студентов пишут с грубыми орфографическими и грамматическими ошибками. Несогласованные предложения, смысл которых попросту непонятен - распространенное явление. В чем причина этого безобразия?
А причина - в нашей жизни. Научиться грамотно писать мало, надо это умение поддерживать. После окончания школы мало кто помнит правила из учебников; тот, кто пишет грамотно, делает это благодаря сформировавшимся у него в голове шаблонам. Эти шаблоны можно поддерживать, а можно и разрушать. Разрушает их чтение неграмотно написанных текстов. Именно такие тексты окружают нас в Интернете - на форумах, в социальных сетях и т.п. И противостоять их негативному воздействию очень сложно.
Я могу судить по себе. Когда-то я мог работать корректором, при этом не заглядывая ни в словари, ни в справочники. Сейчас мне время от времени приходится себя проверять, задумываться над формулировками, делать паузы, чтобы подобрать правильное слово. Грамотно писать я не перестал, но теперь это стоит мне некоторых усилий. Но у меня, во-первых, неплохая база, во-вторых, я осознаю, что происходит, и могу этому сознательно противодействовать. Студентам тут гораздо сложнее.
Тем не менее, проблему надо решать. И решить ее можно только одним способом: читая как можно больше качественных, грамотно написанных текстов на любую тематику, и ограничив потребление "мусора".
|
</> |