Проблема слабого ИИ

топ 100 блогов anairos28.04.2025 Тут на днях Сергей наш Лукьяненко, всего ему хорошего и творческих узбеков, в очередной раз высказал свою тревогу по поводу генеративного ИИ. Мол, уж больно хорошо пишет, шельмец, на уровне выше среднего для Автортудея, и скоро тамошним писателям придётся подвинуться.

А я вот недоволен прямо противоположным. По-моему, основная проблема с нынешними нейросетями – что пишущими, что рисующими – в том, что они могут слишком мало.

Поясню, что имею в виду.

Нейросети лишний раз подчеркнули разницу между авторами и создателями контента.

Когда создатель контента садится за работу, у него в голове – техзадание. «Так, хорошо, пользователь попросил меня создать эпическое полотно маслом, где принцесса в рыцарских доспехах сражается против злобного лича. Принцессы в доспехах у меня вот в этой папке референсов. Злобные личи – в этой. Композицию сделаем вот такую, по правилу деления поля на три части. Приступаем к работе».

Не обязательно задание дал буквально заказчик – в конце концов, плох тот специалист, который не в состоянии сам себе ставить задачи. Но принцип в любом случае тот же.

Иными словами, создатель контента делает буквально то же самое, что и нейросеть – генерит изображение или текст по его описанию.

Когда же за работу садится автор, у него в голове замысел.

Иногда всё начинается с идеи. Иногда – с темы, персонажа, фантастического допущения. Бывает, что целая повесть пишется вокруг одной-единственной сцены, которая пришла автору в голову и впечатлила его настолько, что он решил ею поделиться.

А иногда художник читает книгу и решает создать для неё идеальную обложку – мне как-то довелось видеть набор обложек для всей семилогии Гарри Поттера, и это было произведение искусства на уровне самих книг.

В любом случае основная работа автора – поиски и создание подходящей формы для этого замысла.

У писателей итоговый текст может получиться с десятого-пятнадцатого черновика. Когда Суриков писал «Боярыню Морозову», ему важно было показать, что сани, на которых сидит женщина, едут сквозь толпу – и он буквально до миллиметра выверял расстояние от саней до нижнего края картины, чтобы оно создало эффект движения.

Бывает и по-другому, когда вся работа происходит в голове: текст варится там месяцами, а потом приходит к завершённой форме – и автор создаёт роман за неделю, не отрываясь от клавиатуры. Но это, сами понимаете, редкость, и обычно так бывает с малыми формами.


Так вот. По создателям контента нейросети мощно ударили, а в скором времени, весьма вероятно, добьют их окончательно. Штампованные, стандартные тексты и арты робот уже сейчас создаёт на высшем уровне, а в скорости работы люди с ним и подавно не могут тягаться. Если тебе нужно нечто необычное – тут придётся попотеть, чтобы правильно сформулировать запрос, но в целом и тут нейросеть способна выдать нечто приемлемое.

А что же авторы?

Очевидно, угрожать им роботы не могут – у робота по определению не может быть замысла, ему буквально нечем замышлять. Произведения, созданные авторами, выделяются среди текстов, сгенерированных по описанию, как сибирские коты в стаде сфинксов.

Проблема в том, что и помочь автору нейросеть пока практически не в состоянии.

В теории способы всё-таки есть. Робот может подсказать имя и описание для второстепенного персонажа, не играющего особой роли в сюжете. Написать в твоём стиле, по образцу представленных текстов, пару-тройку малозначащих сцен. В общем, всё, как в мастерской ренессансного художника – мастер создаёт главное, а всё остальное можно поручить подмастерьям и ученикам.

Но до практического использования таких инструментов их ещё дорабатывать и дорабатывать всеми возможными напильниками. Пока – увы, хлопот больше, чем результатов.

А представьте, что начнётся, когда ИИ всё-таки докрутят до полноценного сотрудничества с человеком!

У нас появятся гениальные художники, вовсе не умеющие рисовать. У них есть воображение, позволяющее задумывать великие полотна, но нет технических возможностей перенести задуманное на бумагу – а у робота наоборот.

Если тебе пришла в голову прекрасная сцена – больше не будет необходимости сидеть и нудно придумывать вокруг неё весь остальной текст. Робот вырастит его за тебя, как кристалл из затравки.

Отлично даются диалоги, но не получаются батальные сцены? Пиши то, что хорошо умеешь, и предоставь роботу заполнять пробелы. Потом допилишь до идеального состояния сам.

Живые генераторы контента вымрут, как мамонты – их заменит десяток-другой роботов, работающих по запросам. А вот производительность труда настоящих авторов вырастет в разы, поскольку всю нетворческую часть творчества возьмёт на себя нейросеть.

Это приведёт к тому, что хорошая литература сможет, наконец-то, конкурировать с плохой не только качественно, но и количественно.

И кто скажет, что это не радостная перспектива?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Суть заеба в следующем: меня заебали соседи, которые никогда (вообще никогда) не меняют лампочки на общей лестничной клетке. Там 4 квартиры. Одна моя, во второй живет одинокая мама (к ней претензий нет, ок). Две другие квартиры: в одной ...
В 1990-е годы жизнь была непростая. Этот период отмечен заметными экономическими, социальными и политическими изменениями, которые вызвали серьезные проблемы для общества. Однако было и много нового и интересного в тот период времени. Предлагаю вспомнить 90-е годы с помощью сегодняшней ...
Фух, можно выдохнуть. Неделю у нас гостил сын М. и мы его развлекали по полной туристической программе, с кактусами, озерами, музеями, бейсболом, ТОП-гольфом и Седоной. Я в первый раз увидела диких лошадей! До это видела только знаки вдоль дороги, предупреждающие о том, что они где-то ...
115 лет назад родились Татьяна и Фёдор Шаляпины - дети-близнецы легендарного русского баса. В какой-то степени оба последовали судьбе родителя - став актёрами, много гастролировали по миру. Неоднократно бывали в Советском Союзе... До самых последних дней снимались в кино... Фёдора ...
Смешнее всего поймать себя на лжи и ханжестве. Немного теряешься – осудить прискорбно, прощать бессмысленно. Никогда не понимала, что с собой делать. Опросила друзей на предмет: «какая черта во мне кажется самой привлекательной». С большим отрывом выиграли: верность, открытость, доброта, ...