Проблема долговечности изделий

топ 100 блогов alex_dragon29.10.2021

Стремительный рывок технического прогресса в 19-20 веке породил неумеренный технооптимизм — мол, нам всё по плечу, нам всё раз плюнуть, можем всё. На своё время это было даже оправданно, поскольку удовлетворение успехами — важный стимул для продвижения. В наше время таковой оптимизм обрёл своеобразные черты, став скорее разновидностью веры в чудо, когда наука и техника стали по сути родом магии — большинство вещей работает непонятно для пользователей, являя чёрные ящики, и большинство людей совершенно не представляет реальные верхние пределы технических возможностей цивилизации. Что даёт возможность оседать на ушах любой лапше от бредовых идей трансгуманизма до марсианских авантюр того же Маска или скажем легендам про геофизическое оружие. Впрочем, и нижний предел тоже растворяется в тумане, давая почву для глупостей вроде луноложества. Однако даже и вполне благонамеренные мечтания часто не дышат реализмом.

Мне вот подумалось о такой мелочи: мы ведь до сих пор не умеем делать долговечные рукотворные изделия, машины тем более. Самое долговечное — если не брать вещи типа ювелирных изделий и посуды (которая сохраняется только если ей не пользоваться, а так — львиная доля археологических находок — это банальный стеклобой с мусорных свалок), то это пожалуй архитектурные сооружения, но самые древние из сохранившихся вроде египетских пирамид не имеют практического значения, не несли существенных эксплутационных нагрузок кроме собственно необходимости стоять. С машинами же всё гораздо хуже — практически для любой сложной технической системы профилактическое обслуживание очень быстро перетекает в постоянный ремонт, начинаясь иной раз кабы не раньше официальной сдачи в эксплуатацию.

Многие вот по сю пору жалеют о станции «Мир», но мало кто думает, что символическое значение затопления символическим значением, а мне доводилось читать, что под конец срока там что-то около 80% времени работы экипажей приходились сугубо на ремонтные работы. А ведь ей-то было всего-то полтора десятка лет. Самый наглядный пример — автомобили, отрасль ремонта которых занимает долю кабы не большую, чем собственно производство — и это даже не считая всякую злокозненность производителей, которые ещё во времена Форда смекнули, что на расходниках и запчастях можно поднять больше, чем на самом изделии как таковом.

Сейчас же вообще о долговечности изделий говорить не приходится — то что оно превратится в хлам и будет выкинуто без всякого ремонта для большинства бытовых вещей подразумевается само собой. Но даже если всё делать добросовестно и по уму, идеальный, скажем, автомобиль, желаемый автовладельцем, будет иметь срок эксплуатации в два-три раза больше, чем сейчас, то есть от силы десятки лет, но вряд ли больше. Какой-нибудь легендарный станок, который работал до полнейшего износа иной раз 50 лет даже при самой бережной эксплуатации вряд ли далеко превзойдёт вековой юбилей, после чего будет годиться только в качестве музейного экспоната. Ну некоторые корабли ещё в единичных экземплярах преодолевают вековой юбилей. И как показывает опыт, даже самая добросовестная реставрация — это по сути изготовление дубликата на базе оригинала, в котором от первоначального изделия остаётся только форма да некоторые детали.

То есть мы в принципе не умеем работать не только с длинными стратегиями в общем смысле, как целеполаганием жизни не одного поколения, но и не имеем технических средств для этого. А ведь то же освоение космоса — это задача на сотни и тысячи лет, скорее всего десятки тысяч, где характерные времена по порядку ближе к геологическим эпохам, нежели нашей сиюминутности.

Впрочем, даже и наши земные задачи требуют полнейшего пересмотра нашего отношения к проблеме долговечности и срока службы изделий. Насколько я понимаю, подавляющая часть современных инженеров изначально в ходе обучения и дальнейшей работы настраивается на сиюминутные тактики, то что нужно здесь и сейчас. Даже там, где нужны не понты, а реальные показатели — в машиностроительном производстве, например, там тот же предел в десятки лет от силы. Скажите-ка кому-нибудь, что аппаратура и прочее оборудование должны отработать без существенных изменений режимов хотя бы четыреста-пятьсот лет. Ага, засмеют. После нас хоть потоп. И с таким багажом мы надеемся освоить хотя бы собственную систему, не говоря про другие звёзды? Для нас пока что сильно нетривиальна идея, что какой-нибудь бытовой прибор должен пережить своего владельца, а не наоборот.


P.S. Кстати, господам трансгуманистам — обидно будет киборгу дуба дать, потому что отказал какой-нибудь клапан, сальник потёк или микросхема сгорела. Биологические системы в этом отношении пока что куда надёжнее всяких приблуд. А стоять постоянно на ремонте, всё время меня запчасти — спросите автомобилистов про такие удовольствия — какие же это преимущества перед противной мясной плотью?


P.P.S. Между прочим, если марсианская затея Маска каким-то чудесным образом начнёт осуществляться, то суровое разочарование будет незадачливых колонистов ждать уже во время полёта, который в лучшем случае придётся проводить не выпуская гаечный ключ и паяльник из рук.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
                  ...
На "Песне года" предъявила свою обновку и певица Лолита - автомобиль … отечественного производства, Ниву! -Уже прикуриватель не работает, но это ерунда! -смеется Лолита. -Машина высокого класса, без дураков! Это очень удачный вариант для дачи, потому что там, по снегам и грязи, не ...
Компания ООО СКП обладает богатым опытом в сфере перевозок сыпучих грузов, при этом она постоянно совершенствуется и стремится расширить сферу своей деятельности. В 2011 году  ООО «СКП», выиграла тендер компании ОАО «Полиметалл» на перевозку добываемой руды . Объемы перевозки ...
...
Мировая наука сообщила об очередной сенсации. Специалисты знаменитого ...