Проблема детства



«Бездушные бюрократы» — так называется новейшее социологическое исследование с подзаголовком «Как устроена работа органов опеки», изданное в 2025 году в Common Place. А что, неплохое заглавие, отражает суть. Почитаешь дневники приёмных родителей, так от одного подбора терминов седеешь: самое ходовое выражение — «бодаться с опекой». И этот процесс иначе не назовёшь! Ну, ещё подходит «позиционная война с многочисленными издержками и кровавыми жертвами». Александра Мартыненко из Европейского университета попыталась понять, как устроена работа органов опеки, методом включённого наблюдения - она устроилась на работу в один из территориальных отделов по вопросам опеки и попечительства и из первых рук узнала ответы на все вопросы. Как сотрудники (чаще: сотрудницы) опеки работают с жалобами? Каковы их представления о чистоте и порядке и откуда они берутся? Как определяются интересы ребёнка? Полевое исследование длилось три года и готовит нам множество открытий чудных.
В роли бездушного существа, которому лишь бы деньги, не обязательно выступает чиновник/чиновница. Соавторы Вера Галиндабаева и Николай Карбаинов в монографии «Экономика усыновления. Стратегия выживания малых сёл» [Common Place, 2024] рассматривают ситуацию, которая со стороны выглядит как сценарий к довольно-таки слезливому семейному фильму. Как известно, нет события фатальнее для современной российской деревни, чем закрытие школы. Когда детей негде учить, родители вместе с ними уезжают по возможности в город или в более крупный населённый пункт, рабочие места исчезают, и на селе остаются куковать одни пенсионеры. И вот как жители деревень спасают свои маленькие школы от реорганизации, читай, от гибели: они массово принимают в семьи приёмных детей из аннотации: В фокусе внимания авторов настоящей книги — практики экономики усыновления, которые способствуют выживанию малых сёл в условиях сокращения государственного финансирования образовательной системы. Какие мотивы, помимо защиты школы, побуждают людей на создание приёмной семьи? Почему усыновители зажаты в тисках между двумя мифами и описываются как «корыстные благополучатели, берущие детей исключительно из-за денег» либо «альтруисты-бессребреники, движимые безусловной любовью к ближнему»? И как в действительности сосуществуют экономический обмен и близкие отношения заботы? Особое внимание авторы уделяют факторам, определяющим успешность или неуспешность экономики усыновления как стратегии сохранения школ в малых сёлах.
|
</> |