Про возможности спасения
mashenka_sench — 01.09.2013 Как-то я спорила с кем-то умным о возможности спасения для неверующих. И сказала, что о возможности этой достоверно мы не знаем (и исходить в своей жизни мы должны из того, что вне Церкви, притом Православной, спасения нет и быть не может), но исключать ее нельзя, ни в коем случае, потому что само это исключение - ограничение Божьего милосердия. Собеседник мой (если я ничего не путаю, это был Аркадий Малер, а может, и ошибаюсь - тогда, прости, Аркадий :) ) активно полемизировал с профессором Осиповым и говорил, что если мы не исключаем такой возможности, мы впадаем в ересь апокатастасиса, а она таки ересь.Но на этот тезис у меня есть контраргумент в виде цитаты из крайне почитаемого святого - преподобного Силуана Афонского:
"Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил:
- Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.
Очевидно ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это Старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:
- Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?
- А что поделаешь, сами виноваты, - говорит тот.
Тогда Старец со скорбным лицом ответил:- Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех".
Действительно, вопрос не в том, будет ли итогом всеобщее спасение, вопрос в том, хватает ли у нас любви на молитву за всех, невзирая на их отдаленность от Бога. Акафист об упокоении всех усопших содержит прекрасный кондак с фрагментом жития прп. Макария Египетского: "Озарением Всевышняго просвещаем, преподобный Макарий глас от черепа языческа услыша: "Егда молитеся о страждущих во аде, отрада бывает язычником". О, дивныя силы молитв христианских, имиже преисподняя озаряется! Неверныя купно и верныя утешение приемлют, егда о всем мире вопием: Аллилуиа".
Помню, на пример с прп. Силуаном мой собеседник ответил, что это как минимум непедагогично - если тебя все равно вымолят, то надо ли жить в Церкви?
Мне кажется, напротив, непедагогично педалирование темы "молимся-только-за-православных-остальные-не-спасутся" (это единая мантра, на самом деле). Если спасемся только мы, да и то, немногие, то надо ли вообще молиться?
Я вполне признаю, что не все "тянут" молитву за ушедшего непросвещенным. Но я также знаю, что очень часто ловлю себя на оправдании нежелания молиться за усопших некрещенных родственников: "Ну, я же не святая, куда мне", - за которым, оправданием этим, ничего, кроме элементарной лени и сердечной черствости нет.
В конце концов, если не дерзаешь молиться о спасении, можно помолиться проще: "Господи, сделай что-нибудь!"
Есть у нас и такая экзистенциальная возможность.
|
</> |