рейтинг блогов

Финская арифметика

топ 100 блогов yuripasholok20.11.2021 Рисование звездочек за уничтоженного противника - это любимая забава во всех армиях мира. Особенно этим грешили немцы. Причем их рисование было не только во время войны: был у немцев такой аффтар, как Франц Куровски, желающие могут почитать. Впрочем, таких оверклеймов более чем хватает и во время войны. Классическая история - это знаменитый бой Виттмана 13 июня 1944 года, здорово напоминающий анекдот про армянское радио и "не выиграл, а проиграл". Или мега-настрел "Фердинандами" советских танков, который почти в 2 раза больше советских потерь за 2 дня. Начнешь разбирать, много веселого. Грешили этим все, правда, при этом немцам принято верить.
Вот и финны примерно в том же духе. Был у них такой ас, Эйно Илмари Юутилайнен. Который набил аж 94 самолета. Правда, это по финской версии. Если начать разбирать каждый эпизод, начинается веселуха. Такое у летчиков и тем более мега-асов в порядке вещей. Осетр усыхает, усыхает осетр...

Около года назад была дискуссия у Олега Киселева о воздушных боях происходивших над Финским заливом 4 ноября 1943 года. Особый момент это действия финского асса Юутилайнен и заявленные им в этот день победы. Тогда была выдвинута версия событий которая требовала дополнительной проверки. Теперь проанализировав события на основе наших документов, можно составить несколько иную версию событий.
Для начала финская версия событий:
Официальное описание:
14.10-15.15 – 3 MT вылет на перехват в район Сейвястё – Сейскари. Воздушный бой южнее Сейскари с 3 Ил-2 и 4 Ла-5. Старшина Юутилайнен повредил 1 Ил-2.
14.50 – 15.40 10 BW вылет на перехват в район Сейвястё – Ино. Воздушный бой с 5 Як-1. Сбит 1 Як-1 и 1 поврежден, а также 1 ЛаГГ поврежден.



Описание боя в воспоминаниях Юутилайнен:
4 ноября я летал вместе с лейтенантом Валли и стар¬шим сержантом Лённфорсом, чтобы перехватить возвращающиеся в Ораниенбаум Ил-2. Мы встретили их, как и рассчитывали, между Сескаром и Шепелевским маяком. Однако выяснилось, что чуть выше штурмовиков летят 5 истребителей прикрытия.
Я приказал двум своим товарищам атаковать идущие на малой высоте Ил-2, тогда как я сам займусь истребителями. Все 1500 лошадей моего мотора дружно рванули вперед и быстро вынесли меня на ту же высоту, на которой держались советские истребители. Однако, похоже, они не собирались драться, потому что дружно наклонили носы и перешли в пике, бросив штурмовики на произвол судьбы.
«Илы» уже находились совсем рядом с берегом, когда я на большой скорости проскочил мимо своих пилотов, еще не успевших атаковать русских. Они хотели сначала убедиться, что мне не нужна помощь в бою против ис¬требителей.
Мой самолет, ревя мотором, обрушился на штурмови¬ки, но я зашел на них в слишком крутом пике и со слишком большой скоростью, поэтому не успел обстрелять цели. В результате я сначала повернул на 90 градусов, а потом развернулся и на 180°. После этого я оказался на одной высоте со штурмовиками прямо сбоку от них. Взяв на прицел головной самолет, я заложил вираж и взял нужное упреждение. Я позволил цели исчезнуть у меня под капотом, прежде чем нажал гашетку. Сначала я дал короткую очередь, а потом заложил крутой вираж и повернул в сторону моря, потому что русские зенитки начали стрелять по мне. Моя цель рухнула на землю, и я увидел горящие обломки на морском берегу. Победа обошлась мне дешево, так как я не выпустил и 10 снарядов из пушки.
Валли и Лённфорс продолжили атаку своих целей, но тоже отвернули в сторону от берега, когда зенитки обстреляли их. Было бы крайне неприятно возвращаться домой над ледяным морем на поврежденном самолете. Даже когда машина полностью исправна, во время такого полета ты с волнением прислушиваешься к звуку мотора и невольно нервничаешь. Однако все подобные мысли улетают прочь, как только ты заметишь в небе вражеские самолеты. Тогда единственное, о чем ты думаешь, — это как побыстрее сбить противника и «окрестить» его в мор¬ской воде.


Автор сих строк.
Финская арифметика

Теперь попробуем восстановить событие на основе советских документов.
4 ноября штурмовая авиация действовала по кораблям противника в районе Гогланда.
В 14.15 корабли противника атаковала группа из 6 Ил-2 из 35 ШАП ведущий капитан Агеенко (вылет 13.37), их прикрывали истребители 12 КОАЭ 8 Як-7б ведущий капитан Петрухин (вылет 13.42), доложили о потоплении 1 СКР. В 14.55 вся группа произвела посадку на аэродроме Горы-Валдай, за исключением 2 Як-7б которые по техническим причинам произвели посадку на аэродроме Лавенсаари.
Следующий удар нанесла группа из 5 Ил-2 из 7 ГПШАП ведущий гвардии капитан Романов (вылет 14.05) под прикрытием 8 Як-7б из 13 КИАП ведущий майор Сизов (вылет 14.15). Произвели бомбоштурмовой удар по кораблям противника в районе Гогланда в 15.05 и 15.08. В 15.40 группа произвела посадку на аэродроме Борки, за исключение 3 Як-7б которые совершили запланированную посадку на аэродроме Лавенсаари. Четвертый истребитель пилотируемый лейтенантом Лобановым при посадке после 3-го разворота обрезал мотор, не выпуская шасси пытался дотянуть до аэродрома. Не дойдя 200 метров до берега острова Лавенсаари произвел посадку на воду, самолет затонул летчик погиб. То есть гибель лейтенанта Лобанова Ивана Петровича не имеет отношение к воздушным боям.
Дальше и началось самое интересное. Финны решили действовать по отработанной схеме, поджидать возвращающиеся наши самолеты в район маяка Шепелев.
Наша авиация продолжила наносить удары по кораблям противника в море.
В 14.34 вылетела группа 6 Ил-2 из 35 ШАП ведущий старший лейтенант Базекин, прикрытие осуществляли 6 Як-7б из 12 КОАЭ ведущий капитан Голосов (вылет в 14.38). Из-за плохих метеоусловий группа противника не нашли и была вынуждены возвращаться на аэродром.
В 15.20 на повторный БШУ из 7 ГПШАП вылетели 6 Ил-2 ведущий гвардии лейтенант Набатов под прикрытием 13 КИАП, 4 ЛаГГ-3ф ведущий младший лейтенант Медведев с аэродрома Борки, 2 Як-7б ведущий младший лейтенант Бородачев.
В 15.40 на высоте 2500 метров в 5 километрах северо-западнее мыса Устинский истребители из 13 КИАП встретили 2 «Фиат-50». Летчики младшие лейтенанты Ковалев и Белоусов произвели две атаки безрезультатно. При полете к цели в районе о. Сескар младший лейтенант Ковалев вошел в облачность, оторвался от группы, произвел посадку на аэродроме Лавенсаари.
В это же самое время на высоте 400 метров в районе м. Шепелев истребители капитана Голосова (12 КОАЭ) были атакованы сверху тремя ФВ-190. Капитан Голосов произвел лобовую атаку по ведущему ФВ-190 который задымил, вышел из боя и со снижением ушел на север. 2 ФВ-190 боя не приняли. Также были атакованы тремя ФВ-190 штурмовики 35 ШАП, атаки отбиты.


Базекин Андрей Павлович 08.11.1913 – 11.12.1943
Финская арифметика

Если проанализировать данные обеих сторон, то вырисовывается следующая картина. Три финских Ме-109 заметили группу 7 ГПШАП идущую на запад и ведомые Юутилайнена завязали бой с прикрытием. Сам финский асс спикировав вниз наткнулся на группу 35 ШАП которая возвращалась и шла на восток и атаковал её, после атаки финские летчики решили, что сделали дело и повернули к себе домой. Так получилось, что две группы оказались в одном месте в одно время, в итоге финны обнаружили одну группу, а атаковали другую. Разница в опознании самолетов не существенна, принять один тип самолета за другой в скоротечном бою можно запросто.
Ни один из наших самолетов повреждений не получил и благополучно вернулись на аэродромы.
Узнав о бое, наше командование начало поднимать самолеты на противодействие авиации противника. В 15.49 взлетели три ЯК-7б 12 КОАЭ ведущий младший лейтенант Скоморохов и в 15.50 2 Як-7б 13 КИАП ведущий старший лейтенант Ковалев. Первым нашел противника в 16.05 старший лейтенант Ковалев который на высоте 3600 метров 5-10 километрах южнее острова Биорке с дистанции 500-100 м по ракурсом 1/4 сверху сзади атаковали одного «Фиат-50», который загорелся и упал в воду. В 16.10 на высоте 2700 метров в районе 20-25 км юго-восточнее острова Сескар вели бой с 8-ю «Фиат-50», младший лейтенант Кулага в лобовой атаке снизу под ракурсом 1/4 сбил «Фиат-50», который вошел в штопор и врезался в воду. Младший лейтенант Скоморохов вел бой на Н=3000 м с четырьмя «Фиат-50» безрезультатно.


Голосов Иван Ильич 24.11.1918 – 09.04.1945
Финская арифметика

Если собрать эти данные то выходит следующее, 5 наших Як-7б вели бой с 9 «Фиат-50», то можно с уверенностью говорить, что наши истребители вели бою с «Бустерами» 24 эскадрильи. Ни один наш самолет повреждений не получил и благополучно вернулся на аэродром.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1385822011814639&id=100011605594286

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
О том, как и рыбку съесть, и в воду не полезть . Особенно тронуло (Ау, психологи!) новое в методологии науки педагогики: "Вальдорфская педагогика ...полезна для психики ребенка, но наносит вред его душе." Дорогие мои православные читатели! Я понимаю, ...
Этот человек стал настоящей гордостью России, хотя так получилось, что у нас его знают меньше, чем за рубежом. Он был Великим бойцом без правил, Легендой, Последним Императором.... Но вчера он проиграл свой второй бой. И, похоже, решил уходить. Он ...
Хорошая иллюстрация, что из себя представляют "носители европейской культуры" на самом деле. На весь огромный двор одна машина, запаркованная прямиком на газоне, без всяких на то ...
Передвигаясь на велосипеде, я почти успела разлюбить центр города, в той транспортной суматохе, что творится, к примеру, на Невском, смотреть по сторонам и любоваться некогда, поэтому эта прогулка отрыла для меня вновь уютный город 2.переходим Мойку 3.идём по Невскому 4.и г ...
Говорят лень двигатель прогресса. И говорят не даром, глядя на эти изобретения. Ведь бумажный самолетик собирается вручную, буквально за минуту, а тут автоматизацию им подавай… Да шучу я.