про вышиванки, косоворотки, рушники и узоры предков

топ 100 блогов marss220.05.2018
"Товарищество "Брокар и Ко"" - легенда парфюмерной промышленности Российской Империи.
Основателем и собственником компании был купец Генрих Афанасьевич Брокар, по происхождению француз. От отца, Атанаса Брокара, он перенял секреты технологии, хорошо знал парижскую парфюмерную моду
Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, стала выпускать дешевые сорта туалетного мыла,
К 1880-м годам мастерская переросла в крупную фирму, торговавшую по всей стране.
Если имя Брокар вам ничего не говорит, то о духах "Красная Москва" вы обязательно слышали! Самые знаменитые духи в Советском Союзе детище империи Брокар. Появились они незадолго до революции и назывались иначе - "Любимый Букет Императрицы".
Вы спросите меня, какое отношение имеет парфюмерия к вышивке крестом?
А я сейчас расскажу.

В веке 19-ом Российская экономика жила по вполне себе рыночным законам. Продавцы рекламировали свою продукцию используя все достижения науки и техники, "воевали" с конкурентами, добивались узнаваемости бренда, искали подход к покупателю, играя на его чувствах и желаниях и т.д. и т.п. Словом, всё как сейчас.
Это был период не только первоначального накопления капитала, но и первоначального распределения долей рынка.
А внутренний рынок Российской империи тогда простирался от Польши и Финляндии до западного берега Британской Колумбии. Было за что побороться.
Брокар начал свое дело именно с мыловарения.
Мыло хорошего качества по низкой цене быстро завоевало популярность в народе.
Кроме привлекательной цены брокаровское мыло отличалось оригинальностью исполнения и продуманностью упаковки.
Упаковка для всей продукции Брокара была яркой и красочной и частенько дополнялась еще и полезными бонусами.
Выражение "азбука Брокара" и его производные - тоже о мыле. Фабрика выпускала мыло "Детское" на кусках которого был оттиск одной из букв алфавита и по свидетельствам современников многие малыши действительно учились читать по этой мыльной азбуке.
Например, на этикетке ”Народной помады” можно прочитать басни И. Крылова,
Дешевые сорта брокаровского мыла  были  снабжены яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом.

 Генрих Брокар нашел рекламный ход. В угоде распространенной моде на вышивание, которая бытовала среди домохозяек разной степени достатка, к кускам мыла «Брокар и Ко» прилагались разлинованные листовки с образцами  вышивки крестиком
"Брокаровский стиль"представляет собой модную в 19 веке вышивку крестиком различных растительных сюжетов.  Преимущественно это растительные мотивы, а также «птичьи», «звериные». Чаще это розочки, виноград, васильки, маки и т.
Если учесть большую популярность брокаровского мыла в народе и то, что купить его можно было во всех краях Империи, эти бесплатные схемы для вышивки разлетелись по всей стране.
Сейчас вышивка крестом — это один из самых популярных видов вышивки в нашей стране, поэтому кажется, что эта техника имеет глубокие исторические корни. Но это не так. Вышивка крестом в народном творчестве изначально использовалась мало. Вышивали используя другие швы.
Довольно быстро вышивка крестом приобретает популярность. Причин тому несколько. В конце XIXв. эта техника была в новинку, ей достаточно легко научиться, любой узор можно перевести в схему и это просто красиво.
Стремительному расширению моды на технику вышивания крестиком способствовали и листки с напечатанными узорами для вышивания, которые фирма бесплатно в виде премии раздавала покупателям дешевого мыла или одеколона.
Отныне не только горожане, но и крестьянское население всей Российской империи стали покупателями брокаровской продукции, а вышивку стали называть «мыльной» или «брокаровской».
Так во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.
И ее широкое бытование на всей территории России было связано, в первую очередь, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К».
Отсюда народные вышивки из отдаленных уголков бывшей Российской империи имеют поразительное сходство в "узорах предков"
Самые распостраненные сюжеты народных вышивок основаны на "брокаровских" схемах, разницу между великоросской и малоросской праздничной рубахой действительно найти сложно

Особенно популярной была французская роза на миллиметровой бумаге, с которой легко можно было перенести рисунок вышивкой крестиком на домотканое полотно.
Вышивали розу обычно красными и черными нитками, иногда разноцветными.
Эта натуралистичная роза в букетах или в линейных раппортах стала самым популярным элементом вышивки.
Чтобы было понятнее, то представьте себе рушники богато украшенные цветами, вышиванки с красно-черными розами. Представили? Ага, ну, вот почти всё это,по части узоров, не из глубокой древности идет, а появилось в конце 19-го века благодаря Брокару.

Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также отдельные детали традиционной крестьянской одежды (рукава, подолы передников, нагрудные части рубах) и городская одежда, выполненная в «русском стиле».
Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, в первую очередь роз и васильков, геометрических мотивов из ромбов и других разнообразных фигур стали  восприниматься как «истинно народные»
Так "Брокаровский стиль" обязан своему возникновению усиливавшейся конкуренции в мыловаренной отрасли.
А теперь загляните на сайты, где рушники продают и про символику пишут. Там все очень славно и красиво описано и смысл глубокий и символизм народной вышивки.
Но к сожалению, 90% современных трактовок древних символов - весьма вольные интерпретации фольклористов.


Мариййская вышиванка
про вышиванки, косоворотки, рушники и узоры предков



(с) не мое сеть

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тут кто-то жаловался, что давно не было смешной расчлененки. Извините, но сегодня вместо нее шашлычок. ...
...
Анастасия Настенька (уменьшительное имя от Анастасии) — самое распространенное имя героинь русских сказок. Девочке с таким именем на роду написано быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Она всеобщая любимица и никогда не обманет ...
Сны наших клиентов продолжают радовать замысловатыми сюжетами и яркими красками. Звонит мужчина, ему под пятьдесят, вдовец, активно пытается устроить личную жизнь с помощью психолога. Звонит он, чтобы рассказать психологу сон, который ему ...
Кто-то хоть раз задумывался о том, как выглядят электронные сигналы, в частности Wi-Fi? А вот дизайнеру Луису Эрнану это стало интересно. Для своего проекта Digital Ethereal Луис использовал съемку на длинной выдержке и специальное приложение по типу устройства Кирлиана — прибор для выяв ...