Про тренинг в Любляне
a_shes — 14.08.2010 Собственно, я был в Любляне на двухдневном тренинге по анализу данных опросов. Тем было две: как контролировать ошибки измерения, и как отследить, одни и теже понятися мы измеряем в разных странах или не очень.Сам лектор, Jaak Billet, оказался прикольным дедушкой, бельгийским профессором. Рассказывал доступно, много шутил. Презентации, судя по всему, делал в последний момент на коленке. Во время лекций на ходу правил в них мелкие ошибки. Это было необычно, но прикольно и не напрягало. До тех пор, пока он не провёл 40 минут, запуская анализ в Лизреле.
фото Аллы Марченко
Профессор Jaak Billet с украинскими участниками.
Мне очень понравилась его главная идея насчёт погрешности социологических измерений (собственно, опрос - это попытка измерения хитрой линейкой того, что у людей в голове).
Как известно, если по-разному задавать вопросы об одном и том же - с различными формулировками, шкалами, подсказками, в разном порядке и т.п., то распределения ответов могут сильно различаться. Например, мы спрашиваем, поддерживают ли граждане строительство атомной станции. Если мы при этом скажем, что атомная станция может нанести ущерб окружающей среде - поддержка будет намного меньше. А скажем, что создаст дополнительные рабочие места и удешевит электричество - то больше.
Идея в том, что такие отличия - это не ошибки, не отклонения от "истинного" содержания головы респонента. Это реакция на разный контекст вопроса, которому исследователь должен давать содержательные объяснения. Часто такие объяснения исходят из особенностей когнитивной психологии.
Соответственно, абсолютной валидности методики не существует. Лучше говорить об относительной валидности для разных контектов задавания вопросов.
Другими словами, расхождения в процентах - часто не баг, а фича. Следует не избегать погрешности, а исследовать, потому что они могут серьёзно углубить наше понимание мнений и установок людей по конкретному предмету. Например, отношения к иммиграции, того, как оно формируется, как проявляется при разных обстоятельствах и т.п.
Впрочем, это несколько усложняет исследование. Обычно для него нужно разбивать выборку на части и давать им разные формулировки вопросов. Про полученные результаты нельзя однозначно сказать что-то типа "X процентов опрошенных выступают против абортов". А ведь именно таких формулировок требуют заказчики. Ну и анализировать нужно более изощрённо, чем двумерки строить.
|
</> |