про трактора (2)
alan_a_skaz — 24.06.2025
*продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/439460.html7. Вернувшись к рассказу про ранние трактора. Надо ответить, что в развитых странах в середине-конце 19 в. был популярен термин "Traction_engine" (https://en.m.wikipedia.org/wiki/Traction_engine), из которого достаточно естественным сокращением получается слово "трактор".
8. Некоторые из них были даже довольно компактными (хотя при этом маломощными), что позволяло им некоторое время конкурировать в качестве с/х машин с более нам сейчас привычными тракторами на ДВС (двигатели внутр.сгорания). Вот модель 1909 г. с паровым двигателем на 6 л.с., производства Charles Burrell & Sons, которая бегает до сих пор: фотография сделана на фестивале старой техники Great Dorset Steam Fair (https://en.m.wikipedia.org/wiki/Great_Dorset_Steam_Fair) в 2018 г.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/General_Purpose_Engine_BJ_7155_GDSF.JPG/500px-General_Purpose_Engine_BJ_7155_GDSF.JPG
9. Более типичный образец Traction_engine мог весить 25-30 и более тонн, иметь мощность в неск. десятков или более сотни л.с. (на фото образец с мощностью 110 л.с.), и использоваться для буксировки тяжелых грузов, а также как передвижной энерго-агрегат.
10. Гусеничный трактор Холта обр. 1904 г. при весе в 20 тонн имел мощность паровой машины 40 л.с.

11. При этом, слово "трактор" было в ходу и ранее: есть патент США от 1890 г., в котором описанное устройство именуется Tractor без претензий на новизну названия. См. https://patents.google.com/patent/US425600A/en?q=(Tractor)&before=priority:19000101 - там изображен типичный гусеничный паровой трактор (он же локомобиль).
В описании патента простым английским (в американской версии) языком читаем: "... have invented a certain new and useful Improvement in Tractors, of which the following is a specification ..." - т.е., автор патента термин "трактор" использует как общеизвестный, общепринятый, не нуждающийся в каких-либо пояснениях, и трактора (именно под таким названием!) рассматривает как популярную категорию современной ему техники.
В англоязычной литературе слово "Tractor" в значении, совпадающем с современным "трактор", отслеживается с середины 19 века: https://www.tractorbynet.com/forums/threads/the-origin-of-the-word-tractor.418779/
12. В 1903 г. на продажу под названием "трактор" была выставлена продукция фирмы Hart-Parr Company, представлявшая собой классические колесные с/х трактора с ДВС.

"Основанная двумя инженерами по имени Чарли, и названная по их фамилиям, Hart-Parr Company в 1901 г. выступила новатором в тракторостроении. В 1903 г. Харт и Парр создали первый в мире трактор с двигателем внутреннего сгорания, который назывался Hart Parr Model 3. Всего было произведено 15 таких моделей, одна из которых сегодня стоит в Смитсоновском музее."
(см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/71141.html)
Вот здесь прошу отметить, что уже в 1901 г. говорилось о тракторостроении, как существующей отрасли промышленности, и уже не новой: колесные трактора с ДВС в ней объявлялись новшеством.
13. На официальном сайте компании Caterpiller есть раздел, посвященный истории компании.
https://www.caterpillar.com/en/company/history/history-timeline.html
И там есть абзац под названием "From Steam to Gasoline". Буквально "от пара к жидкому горючему" (у американцев слово Gasoline может означать и керосин, и бензин, и любое другое жидкое топливо для ДВС), по сути скорее и точнее "от паровых машин к двигателям внутреннего сгорания".
Там производство компанией Холта тракторов отсчитывается от начала 20 века как непрерывный процесс, в котором замена типа двигателя являлась важным этапом, - но не началом пути.
14. А произошла та замена начиная с 1906 г., когда Бенджамен Холт впервые поставил на свой гусеничный трактор ДВС. Будучи в этом деле уже далеко не первым в мире, см. выше.

Перевод подписи на сайте компании: "Холт (показан стоящим на фото) осознал ограничения парового двигателя, и построил первый опытный трактор с ДВС в 1906"
Как видно, этот трактор Холта по массогабарным параметрам скромнее его более массового потомка Holt 75 HP, и вполне пригоден для сельского хозяйства.
15. Во время ПМВ трактора массово применялись в качестве тягачей для тяжелых орудий.
Именно для таких целей царская Расея, будучи не в состоянии производить подходящие тягачи сама (попытка копировать трактора Холта в Сормове провалилась), закупала их за рубежом сотнями.
Несколько сотен тракторов, - вместе с орудиями, для перевозки которых трактора служили, - были подарены немцам при провале наступления Керенского летом 1917 г., и после этого в составе ТАОН (тяжелая артиллерия особого назначения, сформированная в РИ категория артиллерии) они еще оставались в немалом количестве: в 1918 г большевики насчитали в наследстве царской ТАОН общим числом 280 тракторов!
Более развитые страны в составе войск Антанты применяли около 2 тыс. тракторов Holt 75, 698 тракторов Holt 120 и 63 трактора Holt 60 (Orlemann, Eric C. Classic Caterpillar Crawlers / Eric C. Orlemann, Keith Haddock. — MotorBooks International, 2001. — P. 20-22. — ISBN 0760309175.).
16. Другие американские фирмы тоже производили трактора, хотя в меньшем количестве. В т.ч. в Россию были закуплены трактора-грузовики Элис-Чалмерс (Allis-Chalmers) модели B6, на базе которых были кустарно сделаны 2 экземпляра полугусеничных броневиков, и (через Британию, возможно - в британских копиях) "Буллок-Ломбард" (Bullock-Lombard), тоже не избегшие кустарных переделок в как-бы-РусскуюЪ как-бы-бронетехнику (см. http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/at_bullock.htm и https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BA-%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4).
17. Кроме того, Великобритания тоже производила во время ПМВ свои по конструкции трактора, а также копии американских, которыми обеспечивала не только себя, но и отсталого союзника.
Самые ранние английские трактора, одновременно с США, делала фирма Хорнсби (Richard Hornsby & Sons, подробнее https://en.wikipedia.org/wiki/Richard_Hornsby_%26_Sons , https://dzen.ru/a/XbbDacflDACudByR , https://www.drive2.ru/b/606588196611951879/ )
В царскую Россию закупались британские трактора "Клейтон" (Clayton & Shuttleworth, про сами трактора подробнее см. https://dzen.ru/a/YUnLSvdNxT5jRTAi)

тоже подвергнутые кустарной переделке в бронетрактор (оказавшийся неудачным), и американские по конструкции трактора Холта и Bullock-Lombard (см. выше и фото ниже)

18. Именно Англия, на базе своего тракторостроения, создала первые в мире настоящие танки.
До конца ПМВ до серийного выпуска танков дошли также Франция, Германия, США и Италия, причем ранние стадии этого свершения они успешно произвели еще при жизни РИ.
19. Царская Расея, начав первые попытки создания танков еще в 1915 г. (что выдаётся свидетелями РКМП за великий успех), не осилила даже создание принципиально годной концепции, и тем более не создала ни единого боеспособного прототипа/аналога, отстав в этом от всех вышеперечисленных государств.
20. На этом всём фоне снова с большим интересом можно послушать сказки свидетелей РКМП, будто бы в мире тракторостроение появилось только в 1917 г.,- а значит, хотя бы в этом деле царская Расея не успела критично отстать от развитых стран.)))
|
|
</> |
Как повысить узнаваемость компании с помощью digital-инструментов
Как дела?
Камчатка, осень-2025. Прыг на юг! Часть 1.
Покупать квартиру стало опасно
День рождения. Юрий Саульский
Скончалась королева Сирикит.
Сполохи
Выходные

